Возраст человека может быть оценен с разных точек зрения: с хронологической, биологической, социальной и психологической. На протяжении своего жизненного пути индивид проходит через множество различных периодов, каждый из которых влияет на формирование его самого. О том, что это такое – возрастная периодизация личности, и почему она так важна для психологии, я расскажу в этой статье.
- Понятие
- Периодизация развития психики в жизни человека
- Классификация основных возрастных периодов жизни и развития человека: градация возраста по годам
- Принципы и подходы к периодам человеческой жизни
- Теория Эльконина
- Теория Эриксона
- Концепция Выготского
- Как считал Фрейд
- Проблемы периодизации
- Критические моменты
- Преодоление кризисов
- Философское понятие о возрастной периодизации развития человека
- Так ли важен возраст
- Заключение
Понятие
Разделение жизни на различные промежутки необходимо для определения той или иной стадии развития человеческого существа в зависимости от прожитых им лет. Этот анализ нужно проводить не только в научных целях, но и для регулирования общественных процессов: существует граница, при достижении которой наступает уголовная ответственность, возникает ряд прав и обязанностей. В рамках этого материала нас будут интересовать другие аспекты, касающиеся взросления – это психические и связанные с ними физиологические особенности, проблемы и ценности. Знания о них помогут лучше понять себя, свои мотивы и решения, выстроить грамотный диалог с внутренним «я» и миром.
Периодизация развития психики в жизни человека
Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:
- Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
- Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
- Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.
Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.
Классификация основных возрастных периодов жизни и развития человека: градация возраста по годам
Группа | Временной промежуток | Характеристика |
Дети | Первый месяц жизни | Рождение сопровождается большим стрессом и кризисом для малыша. Привычная для него внутриутробная среда меняется на незнакомую внешнюю. Новорожденный тесно связан с матерью, именно с ее помощью он открывает для себя окружающую действительность и адаптируется к ней. В это время формирование личности протекает неосознанно и зависит от врожденной генетической программы. |
1-12 мес. | Появляются базовые социальные навыки: взаимодействие со взрослыми, распознавание родных, улыбка, смех. Первостепенное значение все еще имеет мама, хотя кроха уже способен ощущать себя как отдельное от нее существо. | |
1-3 года | Период характеризуется психологическим отделением малыша от матери, формированием у него понимания собственного «Я». В возрасте около трех лет наступает кризис развития, связанный с желанием показать свою самостоятельность, независимость от старших. В это время возникают капризы, отрицание, игнорирование просьб. Дети начинают осознавать свои желания и действовать в соответствии с ними. Наблюдается становление коммуникативных навыков: способность говорить в условиях ограниченного запаса слов, выстраивать контакт со сверстниками. Мир ребенок познает уже не с помощью мамы, а посредством игры. | |
8-10 лет | Происходит постепенное включение в общественные правила и нормы, систематизируется понимание того, что делать можно, а что нельзя. Это этап активного взаимодействия с другими детьми. Родители занимают позицию второго плана, но все еще не теряют авторитет. Появляется тяга к знаниям, расширяется словарный запас. Действительность познается с помощью любознательности, огромного количества вопросов, на которые дошколята хотят получить ответы. | |
3-7 лет | Главенствующую роль играет школа. Развивается самоконтроль, логическое мышление, дисциплинированность, нравственность. Усваиваются моральные законы и формируется отношение к ним. Авторитетную роль играет первый учитель. | |
Подростки | 11-16 лет | Крайне сложный период для каждого человека. В организме начинают происходить серьезные гормональные перемены, которые сказываются на образе действий, самооценке, взаимоотношениях с друзьями, одноклассниками, учителями и семьей. Главный конфликт возникает с появлением внешних трансформаций, развития вторичных половых признаков. В этот момент подросток уже видит и воспринимает себя взрослым, однако для общества еще остается ребенком. Необходимость подчиняться родителям, педагогам может порождать агрессию и протест. Первичными становятся отношения со сверстниками, их мнение и оценка воспринимаются как авторитетные. В подростковом возрасте сильнее, чем когда-либо еще хочется влиться в компанию, завоевывать внимание друзей и противоположного пола. |
Молодые люди | 7-21 год | Ураган подростковых эмоций постепенно меняется на уверенность в себе, осознание важности своих интересов и вкусов. Завершается становление картины мировосприятия, системы ценностей и основных принципов. Это время для выбора дальнейшего пути социального развития, самоопределения. В этот период появляются первые действительно серьезные отношения, более зрелая влюбленность |
Взрослые | 22-35 лет | Этап максимальной продуктивности. Пик интеллектуального, эмоционального и физиологического развития. Мысли и стремления направлены на достижения в профессиональной деятельности, создание семьи. |
36-45 лет | К этому моменту у большинства людей уже есть стабильный источник заработка, дети. Параллельно с этим возникают первые признаки старения, снижается сексуальная и физическая активность. Наступает кризис среднего возраста, который, так или иначе, затрагивает каждого зрелого человека вне зависимости от его социального статуса и внутреннего благополучия. Кризисный период связан с переоценкой пройденного жизненного пути, анализом своих достижений. Возникает желание кардинально изменить образ жизни. Эта возрастная категория характеризуется и сложностями в социальных взаимодействиях: дети переходят в статус подростков или молодых, а родители постарели или умерли. Переживания, связанные с этими фактами, оказывают не лучшее влияние на психику. | |
46-60 лет | Пережив один из самых сложных отрезков существования, человек обретает психологическое спокойствие и уверенность в себе. Приходит осознание того, что большая часть жизни уже прожита. Возрастает ценность оставшегося времени. | |
Пожилые | 61-75 лет | По независящим от нашей воли причинам на первый план выходят проблемы со здоровьем. Обостряются все хронические заболевания, которые сопровождаются ощущением общей слабости. Наряду с этим, желание быть включенным в процесс социальной коммуникации не становится слабее, а только возрастает. Пожилым людям хочется принимать участие в жизни семьи, продолжать трудовую деятельность. |
Старые | 75-90 лет | Область интересов и сфера влияния человека ограничивается собственным здоровьем, заботой о детях и внуках. Заметны изменения в характере: проявляются эгоизм, инфантильность, которые сопровождаются повышенной тревожностью, нарушениями сна и страхом смерти. |
Долгожители | 91 год и старше | Появляется физическая несамостоятельность, зависимость от присутствия рядом близких людей, потребность в оказании помощи. Переживания по поводу скорого конца заглушает принятие и осознание неизбежного. |
Принципы и подходы к периодам человеческой жизни
Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:
- Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
- Биологический (параметры физического развития).
- Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).
Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.
Теория Эльконина
Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути. Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения. Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:
- Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
- Подростковый этап – на молодой и старший.
Теория Эриксона
Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.
- до 1 года — вера/недоверие,
- 1-3 — сильная/слабая воля,
- 3-7 —активность/пассивность,
- 7-12 — уверенность/замкнутость в себе,
- 12-18 — верность/диффузия,
- 18-25 — любовное чувство/исключительность,
- 25-65 — забота/одиночество,
- от 65 — мудрость/презрительное отношение.
Концепция Выготского
В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо.
Как считал Фрейд
Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:
- Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
- Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
- Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
- Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
- Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.
Проблемы периодизации
Фактический возраст личности далеко не всегда соответствует степени ее психологического, биологического, интеллектуального и социального развития. Установленные границы способны сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Особенно неточны рамки, характеризующие подростковый период. По сути один этап сменяется другим, после того, как у индивида возникают ранее не существовавшие качества. Так происходит переход от одной точки к другой.
Критические моменты
Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.
8 основных кризисных фаз:
- подростковая,
- переход к взрослости,
- 30-летие,
- подход к четвертому десятку,
- 40-летие,
- середина пути (45 лет),
- 50-летие,
- 55-летие,
- 56-летие.
Преодоление кризисов
Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир. К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след. В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне.
Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима. Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию. Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.
Философское понятие о возрастной периодизации развития человека
Изучению особенностей зрелости уделяли внимание еще в древности. Периодически к разработанным в прошлом концепциям обращаются и современные ученые. Так, в Китае полагали, что человеческое существование можно разделить на 7 отрезков. Лучшим из них считался возраст от 60 до 70. Его связывали с духовной зрелостью и мудростью.
Классификация по временам года:
- Весна – рождение и становление личности. Длится до 20 лет.
- Лето – молодость (20-40).
- Осень – расцвет творческого раскрытия (40-60).
- Зима – старость.
Для мыслителя был важен цикл человеческого существования. Эта концепция основана на идеях перевоплощения и перерождения: как природные условия меняются местами, так проходят по кругу жизни и поколения.
Так ли важен возраст
Возрастная периодизация – понятие весьма относительное. Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное. Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.
Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность. Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время.
Заключение
Узнав базовую информацию о возрастных периодах, этапах жизни человека по годам и о том, что это значит для психологии, помните: в любом осознанном возрасте важно учиться налаживать диалог с миром и самим собой.