Адаптация каждого человека в обществе зависит от определенных навыков и знаний, получаемых на протяжении всей жизни. В этой статье я расскажу о социальном интеллекте, дам подробное определение, и объясню, что это такое в психологии. За этим понятием кроется целая группа способностей, основное предназначение которых – сделать существование среди других людей комфортным.
- Описание
- Подходы к определению
- Историческая справка
- Наука психология
- Уровни social intelligence
- Методики
- Модель структуры интеллекта Г. Айзенка
- Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда
- Исследования от отечественных психологов
- Диагностика социального интеллекта
- Методика выявления социального интеллекта от Гилфорда
- Развитие
- Как развить social intelligence
- Заключение
Описание
Этим термином обозначают совокупность талантов и умений, с помощью которых индивиду удается стать успешным при взаимодействии с другими людьми, найти свое место в мире. Он включает в себя 3 основных навыка:
- Способность точно понимать поведение других, причины того или иного шага.
- Возможность осознавать собственные действия (зачем я веду себя так, какую цель преследую, могу ли я добиться желаемого результата).
- Умение действовать соответственно конкретной ситуации, учитывать все ее особенности и нюансы.
Во многом этот навык пересекается с так называемым эмоциональным интеллектом, позволяющим правильно определять и оценивать чувства окружающих. Одновременное развитие сразу двух этих способностей гарантированно повышает эффективность взаимодействия, но если для emotional intelligence крайне важен врожденный талант, то social прекрасно поддается тренировке.
Подходы к определению
Все по-разному определяют природу появления умений. Отмечу три главные установки:
- Социальный интеллект – одна из познавательных способностей человека, стоящая в ряду с математическими талантами или навыками быстрого усваивания иностранных языков. В таком случае его можно считать врожденным.
- Social intelligence – скорее приобретенный опыт, достичь его при определенной тренировке может абсолютно каждый человек, независимо от первоначальных знаний.
- Это некая черта личности и характера, которая изначально либо существует у индивида, либо отсутствует в нем.
Торндайк ввел термин социальный интеллект еще в 1920 году, в котором активно развивались сразу несколько психологических школ – бихевиористская, советская, психоаналитическая. Каждый из трех перечисленных подходов – правдив и должен использоваться в качестве основы для развития знаний.
Историческая справка
История исследования социального интеллекта началась в начале 20 века, когда Эдвард Торндайк впервые обозначил этот термин для определения умений человека добиваться успеха и эффективности при взаимодействии с другими людьми в самых разных ситуациях. Несколько позднее его идею подхватил британец Филипп Вернон. Он расширил понятие, заключив, что индивиды обязаны ладить друг с другом.
В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт, основываясь на суждениях своих коллег, обозначил social intelligence, как способность быстро и четко судить об окружающих людях и прогнозировать их вероятное поведение. В отличие от него, Огюст Конт и Ганс Айзенк верили в социальную природу явления, считая ее приспособлением индивида к жизни в обществе.
Попытку измерить уровень умственных процессов впервые сделал американский психолог Джой Гилфорд. Он разработал тест, который используется до сих пор. О нем мы поговорим подробно несколько позже, как и о модели Айзенка, которая тоже стала весьма популярной.
Наука психология
Как и любые другие таланты и навыки, умственная деятельность может быть вычислена с помощью тестов. При этом показатели ума фиксируются, с точки зрения развития разных способностей, главными среди которых можно назвать:
- Умение распознавать внутреннее состояние другого человека.
- Интерпретировать связь между ним и поведением.
- Гибко реагировать на происходящие изменения.
- Предсказывать варианты развития ситуации.
- Вести себя в соответствии с полученной и обработанной информацией.
Индивид, который обладает интеллектуальными качествами, может определять желания, потребности и эмоции своего собеседника и выстраивать собственное поведение так, чтобы партнеру было комфортно. В итоге складывается эффективная модель коммуникации и достигаются лучшие результаты.
Уровни social intelligence
Способность к пониманию окружающих людей можно развить, причем у кого-то это получается проще и быстрее из-за врожденных талантов, а кому-то требуется приложить немало усилий. В то же время умение можно измерить с помощью нескольких методик. Основные степени развития:
- Низкий социальный интеллект – предполагает, что человек не умеет эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Его поведение можно назвать неадекватным, а привлекательность в глазах других индивидов серьезно снижена.
- Средний – означает, что в большинстве ситуаций личность способна понять своего собеседника и подстроить свое поведение под его нужды, за редким исключением – когда необходимо находить общий язык с тем, кто не отвечает взаимностью.
- Высокий – предполагает, что индивид может установить контакт с абсолютно любым партнером, но такими навыками обладают не более 11% всех людей на Земле.
В любом случае развить в себе способности можно, хотя и придется приложить немало усилий.
Методики
Я перечислю основные способы развития и измерения умственной деятельности в рамках самых популярных психологических концепций.
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка
Этот британский психолог предположил, что любой человек обладает тремя разными видами интеллектуального формирования, которые и определяют его умения. Речь идет о:
- Биологических, то есть врожденных навыках обработки информации. Они зарождаются непосредственно в структурах головного мозга и составляют основу всех знаний, которые будут получены индивидом в процессе жизни.
- Психометрических, то есть тех самых показателей, которые измеряются при помощи тестов.
- Социальных – формирующихся во время социализации, развивающиеся постепенно и во многом определяемые окружающей средой и людьми.
Интеллектульные способности одновременно могут включать в себя развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, умение рассуждать, приспосабливаться, взаимодействовать.
Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда
Эта концепция более сложная. Интеллектуальные проявления индивида в ней представлены в виде куба, состоящего из множества маленьких кубиков. Этот макет включает в себя более 100 факторов, определяющих степень развития умений человека, но все они основаны на трех переменных, которые позволяют определить, как происходит процесс обработки информации:
- Содержание данных.
- Умственные действия.
- Полученные результаты.
Важно отметить, что среди всех «кубиков», выделяемых методикой, умственная активность кроется лишь в одном небольшом столбике – умении познавать и понимать поведение. Этот маленький кусочек раскрывает 6 отдельных факторов:
- Способность выделять словесную и невербальную информацию собеседника.
- Воспринимать нечто общее во всем потоке данных.
- Понимать отношения.
- Видеть логику развития ситуаций.
- Замечать изменения.
- Прогнозировать возможные последствия.
Именно эти факторы замеряются с помощью тестовых методик и в конечном итоге определяют итоговый уровень развития социального интеллекта, узнать который вы сможете, если пройдете онлайн-тест Гилфорда.
Исследования от отечественных психологов
Первой описать термин взялась Маргарита Бобнева, когда изучала формирование личности, как части общества, в 1979 году. Она полагала, что толчком к появлению умений служит социализация, которую проходит каждый индивиду, живущий в человеческом обществе.
Другой известный психолог, Юрий Емельянов, исследовал понятие в рамках психологии практической деятельности. Он полагал, что для развития коммуникационных способностей необходимо активно обучаться, причем этот процесс должен длиться постоянно и непрерывно.
Алла Южанинова в своих изысканиях пошла дальше и пришла к выводу, что social intelligence – всего лишь часть интеллектуальной структуры, в которую также входят практика и логика. Для улучшения навыков взаимодействия необходимо тренировать все 3 области.
Диагностика социального интеллекта
Интерес специалистов к изучению взаимоотношений общества привел к тому, что уже в 1928 году был подготовлен первый многофакторный тест, призванный определить уровень развития ума у конкретного индивида. Его автором стал Т. Хан. Методика оценивает несколько компонентов:
- Суждения при участии в какой-либо ситуации.
- Память.
- Умение наблюдать за поведением.
- Распознавание внутренних состояний.
Метод позволит определить, умеет ли человек взаимодействовать с окружающими, и насколько эффективно это взаимодействие. Однако тест не стал популярным, но дал необходимую базу для подготовки другого метода исследования, гораздо более известного и точного. О нем мы поговорим несколько позже.
Методика выявления социального интеллекта от Гилфорда
Именно это тестирование быстро приобрело одобрение со стороны других специалистов, занимающихся изучением способностей общения. Оно используется и сейчас в качестве основного метода работы.
Измерение проводится с помощью 4-х отдельных субтестов, причем 3 из них выполнены с использованием невербального материала. Целью тестирования является определение наличия у индивида особых навыков:
- Познание классов и систем.
- Преобразования информации.
- Результатов поведения.
Протестироваться можно уже с 9-ти летнего возраста. При этом время на решение всех предлагаемых задач ограничено. В нашей стране используется не оригинальная, а адаптированная методика. Ее подготовила Е.С.Михайлова, основываясь не только на работе автора, но и на особенностях нашего менталитета.
Развитие
Умение взаимодействовать с окружающими людьми действительно является ключевым аспектом для каждого человека, живущего в обществе. Без него индивид не способен нормально обучаться в школе, получать профессию, трудиться, заводить семью. Естественно, что многих волнует вопрос, как улучшить навыки, если врожденных талантов не хватает.
Способ действительно есть, но он затрагивает и другие формы интеллектуальной деятельности, в том числе эмоциональную. Тренировка должна проходить постоянно и повсеместно. В этом случае она закрепляется на когнитивном уровне и позволяет адаптироваться.
Постоянно пребывая в обществе других людей, копируя их поведение, пытаясь понять их чувства и эмоции, человек начинает более адекватно реагировать на происходящие вокруг ситуации и, в конце концов, выдает именно те реакции, которые от него ждут. Его привлекательность в глазах общества растет.
Как развить social intelligence
Для того чтобы научиться взаимодействовать с окружающими, нужно следовать нескольким правилам. Их нельзя назвать простыми и легко усваиваемыми. Наоборот, некоторые потребуют длительной работы, но в конечном итоге приведут к желаемому результату. Вот главные принципы:
- Учитесь быть более восприимчивым к другим людям. Для этого нужно постоянно вступать с ними в контакт, наблюдать за ними, пытаться понять их.
- Познакомьтесь с основами невербальной коммуникации и читайте эмоции других по лицу, жестам.
- Заставляйте себя слышать, о чем говорит собеседник.
- Замечайте настроение людей. Это сложно лишь, на первый взгляд, но на деле еще в детстве по случайным шагам, чуть более сильному хлопку двери и другим факторам отмечали настрой человека.
- Запишитесь на актерские курсы. Взаимодействие – это в некоторой степени игра, которая доступна не всем.
- Фиксируйте свои собственные чувства и управляйте ими.
- Чаще бывайте на публике и не стесняйтесь выступлений.
- Заведите привычку играть в настольные игры – Мафию.
Чем моложе человек, тем проще ему научиться понимать поведение других, поэтому начать работу следует как можно раньше.
Заключение
Социальный интеллект и компетентность во многом связаны. Если вы работаете в коллективе, неумение взаимодействовать с коллегами сделает невозможным продвижение по карьерной лестнице. Если у вас остались вопросы и вам нужна помощь, записывайте на мою консультацию. В конце концов, люди с низким уровнем ума кажутся всем странными, неадекватными. Такое избегание может серьезно навредить, поэтому так важно развивать навыки.