Как известно, в любом обществе существуют свои ценности. Они формируются исторически и являются общепринятыми. К ним относятся, например, свобода, порядочность, доброта, благородство, честность. Но индивидуальными эти постулаты можно назвать только тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называется социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в этой статье.
- История
- Понятие социальной установки
- Виды установок в психологии
- Признаки
- Функции
- Формирование социальных установок
- Бихевиористский подход
- Когнитивный подход
- Мотивационный
- Генетический подход
- Структурный
- Теория этапов становления по Ж. Годфруа
- Структура и компоненты социальной установки
- Уровни
- Способность к изменению
История
Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.
В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».
Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.
Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.
Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.
Понятие социальной установки
Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.
С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.
Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.
Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.
Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.
Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.
Виды установок в психологии
Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.
Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.
Еще одна разновидность – социализация. Это своеобразное становление личности, когда она усваивает общепринятые модели поведения, общественные правила и нормы, знания и умения, способствующие ее успешной деятельности в обществе. Люди начинают социализироваться с самого рождения и продолжают на протяжении всей жизнедеятельности. Этот тип рассматривается с нескольких ракурсов. А именно, как:
- Процесс – становление и развитие, происходящее в зависимости от особенностей человека и характера его контактирования с действительностью.
- Условие – присутствие социума, необходимого для социализации.
- Проявление – реакция индивидуума на ценности. При этом учитывается его возраст и опыт в совокупности с общественными отношениями.
- Результат – характеристика личности, как частички общества.
Разделяют и такой вид, как предрассудок. Это мнения или взгляды, которые основаны на искаженных или неточных знаниях. К нему приписывается и эмоциональный компонент. Так, явление предполагает не только неправильное восприятие определенной стороны действительности, но и неадекватные действия, направленные на нее. Самые яркие примеры соц.установок – это расовые или национальные предубеждения.
Признаки
- Общественный характер того, с чем взаимосвязано поведение и отношение личности.
- Человеческая осознанность подобных проявлений.
- Эмоциональный фактор, присутствующий в восприятии и деятельности.
- Контроль и регуляция, осуществляемая аттитюдом.
Функции
Феномен выполняет четыре основных роли:
- Эгозащитная. Он разрешает внутриличностные конфликты, протекционирует индивидов от неприятных данных о них самих или о вещах, имеющих для них важное значение. Ведь каждый старается мыслить так, чтобы оградиться от нежелательной информации.
- Адаптивная или утилитарная. Это приспособительные стремления, способствующие увеличению награды и снижению потерь. Установка оказывает направляющее воздействие личности к объектам, которые могут помочь ему достигнуть желаемого. Например, когда субъект поддерживает те или иные взгляды, он заслуживает одобрение окружающих, принимается в компании. Так как конкретную группу привлекают те, у кого схожие представления.
- Выражение ценностей (самореализация). Посредством этой функции индивидуум имеет возможность выразить свое мнение и подстроить под него собственное поведение. Когда он осуществляет поступки в соответствии с аттитюдами, то он самореализуется по отношению к соц.объектам. Этот аспект помогает понять человеку, кто он на самом деле и что из себя представляет.
- Организация знаний. Посредством нее личность упорядочивает окружающую действительность в смысловом плане. Она приобретает возможность оценивать информацию из внешнего мира, соотносить ее с мотивами, стремлениями или интересами. Благодаря этому происходит процесс общественного познания.
Формирование социальных установок
Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.
Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.
Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.
Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.
Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.
Бихевиористский подход
Бихевиоризм подразумевает, что поступки индивида зависят от воздействия внешней среды. Индивидуум – это всего лишь комплекс поведенческих реакций (действий, помогающих избежать или, наоборот, приспособиться к реальности). А все, что не принадлежит к материальности – мысли, эмоции, сознание – не может быть изучено и применяться для корректирования поведения. Реальным считается только то, как человек реагирует на определенные ситуации и мотивы.
В связи с этим аттитюд в этом течении представляет собой промежуточную категорию между объективным стимулом (любым влиянием действительности на организм) и окружающим миром. На его формирование люди практически не влияют. Оно происходит благодаря:
- Позитивному подкреплению – когда поступки вознаграждаются, появляется установка.
- Наблюдению. Личность смотрит на других и анализирует последствия их действий.
- Становление связи между стимулированием и существующими социальными факторами.
Когнитивный подход
Он сложился на основе нескольких теорий (диссонанса по Л.Фестингеру, конгруэнтности по Ч. Осгуду и П. Танненбауму и коммуникативных актов по Т. Ньюкому). Но обобщает их одно – это желание человека прийти к внутреннему согласию.
Если говорить более простыми словами, то возникновение таких аттитюдов основано на том, что индивид желает решить свои личностные противоречия, возникшие ввиду несогласованности ценностей между собой.
Мотивационный
Последователи этого способа категорически отрицают бихевиористский метод и считают, что личность – это ни в коем случае не пассивный, а наоборот, активный участник. Ведь она способна формировать, изменять и модифицировать собственные взгляды и поступки. А совершается это путем взвешивания всех аспектов «за» и «против».
Выделю две теории по реализации аттитюдов:
- Ожидаемые преимущества – индивидуум оценивает максимальную выгоду от того, примет он или нет новую ценность.
- Когнитивное реагирование – происходит в связи с положительной или отрицательной реакцией.
Генетический подход
Сторонники этой категории объясняют формирование установок, с точки зрения генетики, а именно:
- способности интеллекта,
- врожденных черт характера и темперамента,
- биохимических факторов.
Плюс ко всему они предполагают существование приобретенных аспектов поведения, но врожденные, по их мнению, гораздо прочнее.
Структурный
В его «фундаменте» заложено представление о том, что аттитюд – это функция системы межличностных взаимоотношений. Личность сравнивает свои взгляды с чужими и старается осознать, как поменять собственные для более продуктивной социализации.
Теория этапов становления по Ж. Годфруа
- С рождения и до 12 лет. Действия ребенка соответствуют родительским моделям.
- От двенадцати до 20 – мотивы становятся более конкретными, так как индивид усваивает общественные роли.
- От двадцати до тридцати. Система кристаллизуется, а на ее основе возникает комплекс убеждений, устойчивый по своей форме.
- От 30. Совокупность становится довольно стабильной и фиксированной, а изменить ее уже практически невозможно.
Структура и компоненты социальной установки
В 1942 ученый М. Смит разработал собственное устройство аттитюдов. Сюда входят такие аспекты, как:
- поведенческий – поступки относительно объекта,
- аффективный – эмоциональное его оценивание,
- когнитивный – его осознание.
Все эти факторы взаимосвязаны. Поэтому если один из них изменится, то это определенным образом повлияет и на другие.
Но в 1934 году Ричард Лапьер обнаружил такой феномен, когда человек действует в несоответствии с собственными взглядами. Но вскоре его оспорил Дж. Бем, считающий, что не установка воздействует на решения, а наоборот – деятельность ее формирует.
Уровни
- простейшая форма – регулирует поведение в быту,
- социальная,
- базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья),
- инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.
Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:
- Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
- Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
- Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.
Способность к изменению
Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.
Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.
Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.
Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.