Нечасто встречаются люди, которые умеют по-настоящему слушать. Гораздо чаще мы не понимаем, не слышим или недопонимаем собеседника, стремимся высказаться, а не выслушать. Но такой способ общения не помогает разрешить проблему или конфликтную ситуацию. Чтобы вопросы решались единовременно, а обиды не накапливались, важно учиться методу активного слушания: примеры применения этой техники и ее роль в психологии я кратко обозначу в этой статье.
- Определение
- Техника
- Психологические приемы
- Поддакивание
- Пауза
- Особенности постановки вопросов
- Перефразирование
- Резюмирование
- Раппорт
- Интонация
- Темп
- Дыхание
- Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы
- Способы понимания
- Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании
- Упражнение
- Как понять, помог ли метод в работе
- Типы активного слушания
- Вывод
Определение
Это способ восприятие речи говорящего, благодаря которому налаживается прямая и непрямая коммуникация между участниками разговора. Действительно, слушающий человек полностью включен в беседу, он осознает и анализирует суть слов собеседника, а также показывает ему свое понимание.
Казалось бы, как можно говорить с кем-либо и не слышать его. На самом деле именно таким поверхностным и односторонним образом складывается взаимодействие большинства людей. Это происходит из-за того, что пока один высказывается, другой прокручивает в голове собственные мысли, формулирует ответ, берет во внимание свои ощущения. Как правило, когда мы слышим какую-то неприятную фразу, обращенную к нам, все, озвученное после него, остается неуслышанным. Зацепившись за то, что вызвало эмоциональную реакцию, мы переключаемся с рационального уровня на чувственный, обдумываем ответ и можем даже потерять нить диалога.
При пассивном выслушивании крайне сложно верно уловить суть высказывания. О таком неэффективном способе взаимодействия говорит отсутствие мимической или физической реакции, эмоционального отклика. Кажется, что слушающий думает о своем и не включен в дискуссию. Это может обидеть и уничтожить любое желание налаживать коммуникацию. Методика активного слушания предполагает, что собеседники не зацикливаются на своих переживаниях, а стремятся услышать и понять оппонента. Этот подход позволяет:
- вывести разговор к выгодному для обеих сторон итогу,
- сформулировать правильные, эффективные вопросы и получить на них ответы,
- понять истинный смысл сказанного,
- улучшить контакт и получить важную информацию.
Техника
Если вы хотите устанавливать результативные отношения с окружающими, придется научиться убедительно говорить и слушать. Заметьте, когда вы искренне интересуетесь темой дискуссии, вы без труда в нее погружаетесь. На физическом уровне это тоже заметно: вы поворачиваетесь к собеседнику и наклоняетесь к нему, показывая, что настроены принимать участие в беседе.
В активное слушание входят следующие составляющие:
- Абсолютное принятие говорящего, отсутствие оценочных высказываний в его сторону.
- Использование вопросов как эффективного инструмента для включения в разговор.
- Избегание тем, которые человеку непонятны.
Теперь поговорим о конкретных техниках:
- «Эхо». Это повторение последних фраз оппонента с вопросительной интонацией.
- Перефразирование. Обобщение сказанного и краткая передача смысла: «Правильно ли я понимаю, ты имеешь в виду, что…?».
- Интерпретация. Высказывание предположения об истинных намерениях беседующего.
Способы активного слушания помогают человеку выказать сопереживание, а также прояснить для себя услышанное, расставить акценты и уточнить информацию.
Немаловажную роль играет зрительный контакт:
- Смотреть в глаза, значит – выражать интерес к говорящему и тому, что он говорит.
- Обсмотр рассказчика предполагает заинтересованность в личности оппонента, а не в той информации, которой он делится.
- Отстраненный взгляд, рассматривание окружающего пространства означает либо отсутствие интереса, либо желание как можно скорее закончить диалог, либо чувство дискомфорта.
Явные примеры и жесты активного слушания:в знак согласия кивки головой, которые подтверждают понимание («Конечно», «Я понимаю, о чем ты»). А вот завершать за человека его высказывание и прерывать не рекомендуется, даже если вы знаете, в какую сторону он поведет мысль. Необходимо дать ему лично сформулировать ту идею, которую он хочет до вас донести. При всем этом нельзя забывать об эмоциях говорящего. Проявляйте эмпатию, обращая внимание на то, что чувствует оппонент, говорите об этом.
Психологические приемы
Название | Цель | Описание |
Поддакивание | Убедить рассказчика в вашей заинтересованности. | «Да», «угу», кивание. |
Перефразирование | Доказать, что вы прислушиваетесь и полностью понимаете весь диалог. | «То есть, ты имеешь в виду…». |
Открытые вопросы | Получить полный объем информации. | «Что», «почему», «как», «когда», «какой». |
Пауза | Позволить говорящему упорядочить мысли. | Своевременное молчание. |
Резюмирование | Выделить основную мысль без подключения эмоциональной реакции | «Таким образом…». |
Закрытые вопросы | Согласится с высказыванием или опровергнуть. | Вопрошание, предполагающее ответ формата «да» или «нет». |
Поддакивание
Часто этот прием мы применяем в разговоре неосознанно: иногда наклоняем голову, говорим «угу», «так», «ага», что позволяет оппоненту понять, что вы полностью настроены на диалог. Проще всего наблюдать пример проявления этого метода можно в телефонной беседе: озвучивание согласия показывает человеку на другой линии, что вы его слушаете, но продолжительное молчание заставляет сомневаться в вашей включенности.
Пауза
Однако тишина не менее важна при выстраивании контакта. Она помогает говорящему собраться и сформулировать мысли, а слушающему – представить историю и проникнуться ей. Искусству расставлять такие «молчаливые» акценты тоже необходимо учиться: замолчать важно вовремя.
Особенности постановки вопросов
Есть две разновидности: закрытые и открытые.
Первые предполагают краткий ответ, подтверждающий или опровергающий какое-либо утверждение. Примеры фраз активного слушания в диалоге: «Ты злишься?», «Ты хочешь, чтобы я была более заботливой?», «Проблема в том, что мы мало времени проводим вместе?», «Не думала ли ты прийти с этой проблемой на консультацию Дарьи Милай?».
Вторые влекут за собой более развернутую ответную реплику, требуют объяснения ситуации. Они позволяют выразить вашу заинтересованность в беседе: «Как думаешь, почему так происходит?», «Чем я могла бы помочь в решении этой задачи?», «Что тебя останавливает?».
Перефразирование
Предполагает озвучивание высказанной ранее мысли, но иными словами. Этот метод дает собеседнику уверенность, что его поняли корректно, или прояснить свою позицию, если она была интерпретирована неверно. Перефразируя, опирайтесь на суть и содержание высказывания, а не на сопровождающие его эмоции:
- «Если я правильно тебя услышала, то…».
- «Ты хочешь сказать, что…».
Но использовать эту технику можно лишь тогда, когда оппонент логически завершил свой монолог или реплику. Перебивать его не нужно.
Резюмирование
С его помощью можно подвести итог всему сказанному ранее. Резюме – это идеи и чувства собеседника, в сжатом виде:
- «Твоя основная мысль заключается в том, что…».
- «Если подытожить, то…».
Раппорт
Эта методика представляет собой «присоединение» к оппоненту по различным «каналам»: интонационному, речевому, дыхательному.
Интонация
Одни и те же фразы, сказанные с разным тоном, могут передавать разнообразные смыслы. С использованием этого приема люди выражают определенные эмоции и состояния, поэтому важно отслеживать не только то, что вы высказываете, но и как это делаете. При налаживании контакта с человеком такой способ отождествления с ним, дает невероятный результат. При грамотном интонировании можно добиться впечатления полного понимания, схожести, что, конечно, располагает к дальнейшему взаимодействию.
Темп
Представляет собой скорость говорения, а также продолжительность пауз и заминок. Если вы говорите слишком быстро, это свидетельствует о внутреннем напряжении, а также волнении. Если же ваши реплики, наоборот, медленные, вялые, это отражает некоторую апатичность. Однако эта быстрота или медлительность зависит также от типа темперамента личности. В любом случае, чтобы уменьшить нервозность, которую вы чувствуете сами или от того, с кем ведете диалог, попробуйте снизить торопливость высказывания.
Дыхание
Дыхательное отзеркаливание позволяет оказаться с собеседником в одной «плоскости», а затем наладить его на нужную вам эмоциональную волну. Например, если ваш знакомый раздражен и часто дышит, вы можете сначала наладить контакт, прочувствовав частоту смены вдохов-выдохов и подстроившись под нее. И уже после того, как взаимодействие произойдет, попробуйте перестроить его на иные эмоции, постепенно начав дышать спокойнее.
Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы
Эмпатия предполагает умение сопереживать, ставить себя на место друга на эмоциональном уровне, понять его истинные мотивы и идеи. Достичь такого способа эффективного взаимодействия можно с помощью:
- Повторения переживаний оппонента. Помогая говорящему обозначить и осознать его ощущения, вы добиваетесь эффекта «родства душ», повышаете степень доверия и выводите общение на качественно новую ступень.
- Выражение своего настроения. Говоря о том, что вы чувствуете в концепции протекающего диалога, вы снижаете силу их воздействия на разум, помогаете беседе стать более открытой, позволяете собеседнику тоже искренне озвучивать свои переживания и чувства.
Обращайте внимание на голос высказывающегося, чтобы понять его настрой:
- возникновение голосовых спазмов свидетельствует о внутреннем напряжении,
- покашливание – говорит о лжи и неуверенности в сказанном,
- внезапный смех, не соответствующий ситуации, указывает на отсутствие контроля над собой.
Учитывайте все эти нюансы в диалоге, но не забывайте и об индивидуальных особенностях человека: его речи в обычном режиме общения, а также существующих физических предпосылках для той или иной реакции (кашель, например, может быть вызван болезнью).
Способы понимания
Очень важно интересоваться методами активного слушания и изучать, что же это такое и как это причастно к психологии. Освоив такой способ ведения беседы, вы сможете не только слышать говорящего, но и понимать больше, чем просто смысл слов, прочувствовать его чувства, осознать идеи и мотивы. Это понимание проявляется на трех уровнях:
- Сопереживание – ощущение тех же эмоций, переживаний, что и оппонент.
- Сочувствие – предложение искренне помочь.
- Симпатия – позитивное отношение к тому, кто говорит.
Предполагается, что слушая, вы фокусируетесь не на своих переживаниях и желаниях, а на эмоциональном состоянии, интересах и словах собеседника. Отстранившись, вы не высказываете свою позицию или оценку, а ставите своей целью поддержку и погружение во внутренний мир другого человека. Эмпатическими приемами также являются:
- Сообщение о восприятии – «Я понимаю, что тебе сейчас неприятно. Хочется убежать и спрятаться ото всех».
- Развитие мысли – способность подхватить идею и продолжить ее.
- Информирование о впечатлениях – «То, о чем ты говоришь, для меня очень ценно».
- Замечания о развитии диалога – «Кажется, мы достигли взаимопонимания».
Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании
Ярким проявлением этой техники считается сфера продаж. Хороший продавец сначала внимательно слушает клиента, понимает, что именно ему нужно. Затем он предлагает варианты удовлетворения потребности покупателя. Налаживая контакт, он устанавливает истинные мотивы, побудившие посетителя прийти в магазин, которые, возможно, даже не были озвучены.
Эффективна эта методика и в общении с детьми. Чтобы установить результативное взаимодействие с ребенком, важно понять его переживания, обнаружить проблемы, которые у него возникли. Слушать грамотно, значит – побудить чадо к конкретным действиям, помочь ему решить возникший вопрос, а также настроить на доверительное сотрудничество со взрослыми.
Упражнение
Развить в себе или других этот навык помогут следующие методики:
- Если эту тему предстоит прорабатывать с группой, поделите участников на пары.
- Сообщите им, что в течение некоторого времени один из двойки будет играть роль того, кто слушает, а другой – того, кто говорит.
- На протяжении 5 мин. говорящий будет сообщать оппоненту о своей проблеме, заостряя внимание на причинах появления этих трудностей. Слушающий применяет описанные выше методы.
- По окончании установленной временной границы напарникам дается 1 минута, чтобы обсудить: что помогало, а что мешало высказываться или выслушивать.
- Поняв свои ошибки, собеседники могут их исправить, так как следующие 5 мин говорящему предстоит поведать о качествах, которые помогают ему налаживать контакты с окружающими. Слушатель продолжает применять приемы на практике, учитывая допущенные ранее огрехи.
- После этого тот, кто слушал, пересказывает все, что ему удалось понять из рассказов напарника, а тот, в свою очередь, молча кивает или выказывает несогласие. Получив отрицательную реакцию, тот, кто говорит, должен исправиться, пока не получит положительный ответ.
- Затем оппоненты меняются местами и проходят заново через все этапы.
Завершив упражнение, необходимо его обсудить:
- Какая роль показалась участникам наиболее сложной?
- Какие ошибки они допускали?
- Что стоило сделать иначе?
- Для чего проводилась эта «игра»?
Как понять, помог ли метод в работе
Есть показатели, позволяющие определить результативность применения методики в диалоге:
- Насколько люди продвинулись в решении обсуждаемой проблемы?
- Заметно ли снижение силы негативных переживаний?
Типы активного слушания
- Нерефлексивное – поддержание контакта посредством коротких возгласов: «да», «хм», «ага» и так далее.
- Рефлексивное – отражение содержания высказывания и осознание чувств говорящего.
Вывод
Люди взаимодействуют между собой с помощью общения. Уметь сначала слушать, а потом сказать, значит – открыть для себя дорогу к эффективному выстраиванию диалога и оперативному решению проблем. Современное общество склонно больше говорить, чем пытаться услышать окружающих, что приводит к тотальному недопониманию, разрушению отношений, неправильным решениям, обидам. Сколько фатальных последствий можно было бы избежать, научившись приемам активного слушания, результативность которых доказана в психологии множеством примеров? Наладить грамотный контакт с собой, пространством и другими людьми вы можете, записавшись на мою персональную консультацию.