Можно смело заявить, что люди – это и есть история. Каждому знакомы такие имена, как А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, Мэрилин Монро или Уинстон Черчилль. Несмотря на то, что род их занятий абсолютно разный, объединяет их одно: всех, безусловно, можно назвать лидерами. Об определении лидерства в психологии: что это такое и какие концепции существуют, я расскажу в этой статье.
- Пару слов о понятии
- Сущность
- Разновидности
- Классификация на основе функций лидера
- История
- Лидер в группе: психология
- Феномен
- Что такое руководство
- В чем кардинальная разница между лидерством и управлением
- Сравнительная таблица
- Известные концепции
- Гендерные факторы
- Проблема
- Кто такой лидер – определение
- Признаки
- Таблица качеств
- Функции
- Примеры
- Антилидер – что это
- Как помочь ребенку развить лидерские качества
- Уроки эффективного развития
- Специализированная литература
Пару слов о понятии
Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.
Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.
По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.
Сущность
Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.
Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».
Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.
Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.
Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.
Но качество может быть двух видов:
- формальное,
- неформальное.
В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.
Разновидности
Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.
Самая известная классификация выделяет такие виды:
- Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
- Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
- Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.
Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:
- Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
- Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
- Политический – деятели государства и общества.
Классификация на основе функций лидера
- Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
- Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
- Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
- Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
- Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.
Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.
История
Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».
Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.
После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.
Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.
Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.
Лидер в группе: психология
Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.
Его особенности:
- Умение продвигаться к цели. Вожак знает, что конкретно ему нужно достичь, и идет к этому несмотря на преграды и неудачи. Более того, он не собирается останавливаться на достигнутом. Если он твердо решил получить желаемое, то никто не сможет его притормозить. Поэтому настойчивости и упорства ему не занимать.
- Высокоразвитый интеллект. Ему регулярно приходятся решать сложные задачи, думать на шаг вперед и разрабатывать стратегии дальнейшей работы. Поэтому он стремится обзавестись новыми знаниями не только в области профессиональной деятельности.
- Самоуверенность. Он не должен сомневаться во время продвижения вперед. Если у личности нет уверенности в собственных силах, то вряд ли она станет ведущей своей группы. Ведь за слабым индивидом никто не последует.
- Способность объединять вокруг себя многих единомышленников. Авторитетом не становятся сами по себе, это явление социальное. Поэтому ему необходимо управлять другими, вести их вслед за собой. А если это хороший руководитель, то и работа выходит слаженной и организованной.
- Готовность к переменам. Вожак осознает, что в любой момент может все измениться. Тогда придется корректировать планы, принимать новые решения, а возможно, кардинально менять методы саморазвития и совершенствования своей команды.
Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.
Феномен
Ученые долгое время пытались объяснить, что именно заставляет людей следовать за конкретным индивидом и игнорировать других. Ведь общественная система создана таким образом, что ей обязательно нужно руководить, иначе она рано или поздно разрушится, и наступит хаос.
Социум во все эпохи нуждался в грамотном начальнике, так как группа людей не способна самостоятельно избирать направление для развития. Им гораздо проще, когда есть тот, кто указывает путь и говорит что нужно делать.
Что такое руководство
Вожак занимается тем, что пытается контролировать и регулировать межличностные взаимоотношения в коллективе. Его появление носит стихийный характер и находится в зависимости от настроений в группе.
Руководитель – это название должности, которая наделяет индивида полномочиями и назначается сверху. Это понятие отличается от термина «лидер». Но зачастую именно оно включает большее воздействие на массы.
В деятельность конкретной компании начальник занимает составлением плана будущей работы, контролирует выполнение обязанностей работниками. При этом тот, кто имеет лидерскую позицию, влияет непосредственно на поведение и эмоциональную составляющую, он умеет убеждать.
В чем кардинальная разница между лидерством и управлением
Менеджер распоряжается процессом в фирме. Сюда входит постановка задач, ответственность за их выполнение и общие результаты команды. В его обязательства также включается контролирование того, насколько правильно действуют подчиненные.
Зачастую он играет пассивную роль: есть распоряжения свыше – их нужно исполнять. Но при этом он не задумывается о том, чтобы повысить мотивацию, или стимулировать сотрудников.
В то же время, лидер – это активность, эмоции и уважение со стороны объединения. Такой человек обладает колоссальной энергией, стремится идти вперед, добиваться большего. Не каждый начальник сможет стать таким. Вожак выбирает единомышленников, а для менеджера этот момент не является важным, так как для него в приоритете – выполнение приказаний.
Сравнительная таблица
Авторитет | Руководитель |
Контролирует межличностный контакт членов группы. | Заведует только официальными связями. |
Поведение возникает самостоятельно. | Назначение на должность совершается вышестоящими лицами. |
Решение насущных проблем. | Разрешению трудностей препятствуют некоторые условия. |
Влияние на маленькое объединение. | Воздействие на небольшую ячейку внутри широкой системы. |
Участник микросреды. | Субъект макросреды. |
Известные концепции
Как уже я отмечала ранее, лидерство изучалось различными исследователями. В связи с этим было выдвинуто несколько идей:
- Теория лидерских качеств. Ученые пытались составить обобщенный образ с чертами, присущими всем известным людям.
- Стиль поведения. Приходится на начало 20 столетия, когда пытались выявить особенности действий вожаков в различных ситуациях.
- Ситуационная авторитетность. Необходимо применять те методы, которые подходят к конкретным обстоятельствам.
Гендерные факторы
Многие из вас замечали, что среди руководителей женщин гораздо меньше. В большей степени это связано с исторически сложившимся восприятием того, что девушки не могут занимать подобные должности. Но в нашем мире такие взгляды подверглись пересмотру: все больше дам становятся менеджерами и довольно эффективно справляются со своими обязанностями.
Выделю несколько концепций:
- поток – половой аспект является важным,
- отбор – предъявляются различные требования,
- идея андрогинии – выделение идет по присутствию признаков феминности или маскулинности,
- фрейдизм – отрицательное отношение к тому, что лидер – женщина.
Проблема
Лидерство – это выражение силы воли и возможности оказывать влияние. Такому человеку всегда нужно доказывать собственное превосходство и бороться за власть. В противном случае на его место найдется другой.
Тяжело приходится представителям как формальной, так и неформальной разновидности. Ведь первые из них несут ответственность за функционирование подчиненных, а вторые – применяют сложные способы убеждения и стараются сохранить свою авторитетность.
Кто такой лидер – определение
Это личность, умеющая контролировать собственные эмоции и придавать мотивацию другим для совершения действий. Она ставит перед собой конкретные цели, становится успешной и продвигается вперед независимо от мнения окружающих.
Признаки
Приведу факторы, отличающие его от обычного индивида:
- умеет принимать важные решения,
- при возникновении экстренных ситуаций остается спокойным,
- внушает доверие и желание подчиняться,
- хорошо формулирует мысли,
- не боится провалов и принимает их за дополнительный опыт,
- знает, как убеждать.
Таблица качеств
Категория особенностей | Описание |
Физиологическая | Обаятельность, привлекательность, прекрасное здоровье и высокая степень продуктивности. |
Психологическая | Это может быть и интроверт, и экстраверт. Но к основным чертам приписываются здоровые амбиции, желание иметь власть, устойчивая психика, упорство и настойчивость, смелость. |
Интеллектуальная | Нестандартное мышление, хорошее образование, рассудительность, эрудированность, разносторонность. |
Деловая | Организованность, дисциплинированность, честность, порядочность, внимательность, общительность, дипломатичность, умение идти на компромиссы. |
Функции
Этот комплекс связан с типом коллектива, но общее здесь тоже имеется:
- регулирование взаимоотношений между сотрудниками,
- политическая,
- планирование,
- освобождение участников от несения ответственности (весь удар берет на себя),
- наблюдение и контролирование деятельности.
Примеры
Среди таких людей можно выделить:
- Генри Форд,
- Франклин Рузвельт,
- В.И. Ленин,
- У. Черчилль,
- Ганди,
- Мартин Лютер.
Антилидер – что это
Но обязательно наступает момент, когда появляется тот, кому не нравится нынешнее руководство. Он начнет настраивать коллектив против начальника и создать множество проблем вплоть до отказа в подчинении.
Такой индивид высказывает недовольство формальным вожаком и собирает вокруг себя сторонников своих мыслей. И если его позиция будет только укрепляться, то борьба может стать негативным аспектом.
Но существует и обратная ситуация: здоровая критика только улучшит функционирование, укажет на промахи и поспособствует их быстрому исправлению. В любом случае при появлении такой угрозы менеджеру желательно перевести эту личность в другой отдел или вовсе уволить.
Как помочь ребенку развить лидерские качества
Напомню, что лидер – это тот, кто готов взять на себя ответственность. Он точно видит собственную цель и упорно к ней продвигается. Для обучения малыша таким свойствам достаточно воспользоваться некоторыми полезными советами:
- Получение опыта. Для этого у детей должно быть свободное пространство. Не старайтесь оберегать их от ошибок – им необходимо набивать шишки и делать из этого выводы.
- Соревнования. Но это не значит, что ориентироваться стоит исключительно на победу. Истинный вожак должен гордо принимать и поражения.
- Личные обязательства. С раннего возраста человеку следует осознать, что все его поступки имеют последствия.
Уроки эффективного развития
Если вы чувствуете, что можете сделать больше, чем сейчас, имеете вышеперечисленные качества, но не знаете, в каком направлении развиваться дальше — на моих консультациях я помогу вам реализовать себя и измениться в лучшую сторону.
Специализированная литература
Чтобы получше ознакомиться с данной темой, приведу список тематических книг:
- «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» Х. Г. Хэлворсон,
- «Режим гения Распорядок дня великих людей» М. Карри.
Итак, я дала определение слову «лидер» и рассказала, кто это такой на самом деле. Этот тот, кто обладает совершенной харизмой и регулярно стремится достичь желаемого. И необязательно эти свойства должны быть врожденными. Их можно развить, но для этого необходимо приложить немало усилий.