Возрастные кризисы: признаки наступления, как преодолеть

Возрастные кризисы – переломные моменты в процессе созревания человеческой психики. Кто-то их переживает спокойно, а кто-то – болезненно. Переживая кризисы, человек начинает более осмысленно смотреть на мир и свою жизнь. Эти встряски помогают проанализировать свой опыт и лучше адаптироваться к реальности. Часто такие изменения приводят к улучшению качества жизни.

Кризис возраста: основные характеристики

Кризисы возраста проявляются в физиологических, гормональных и поведенческих изменениях. Комфортная ситуация развития рушится. Человеку приходится адаптироваться к новым условиям. Острота и продолжительность кризисов возрастного развития зависят от методов воспитания, социальных условий, индивидуальных характеристик. Главная задача человека, переживающего кризис – принять новую версию себя.

Продолжительность кризисов – от нескольких месяцев до 2 – 3 лет. Могут резко меняться качества человека (особенно ребенка). Тяжело определить четкие границы таких периодов: личность может осознать, что переживает перелом, лишь на его пике. Внимательные близкие могут быстрее заметить эти изменения.

Особенно четко видят наступление кризиса любящие родители. Ребенок становится трудновоспитуемым, неконтролируемым. Он конфликтует, становится беспричинно агрессивным, капризничает. У него снижаются любознательность, трудоспособность. Это отражается на успеваемости.

Признаки наступления периода

Кризис возраста возникает неожиданно и исчезает так же. Пережив переломный этап, человек устанавливает новые взаимоотношения с реальностью. Эта связь может быть деструктивной или продуктивной. Важно вовремя понять, что именно происходит с личностью. Признаки кризиса:

  • поведенческие изменения,
  • желание бросить достигнутое тяжелым трудом (престижную работу, комфортные отношения),
  • приступы беспричинной депрессии во время выполнения заданий, которые ранее казались интересными и приятными,
  • смена привычек,
  • резкие эмоциональные перепады,

Суицидальные мысли

  • отстраненность,
  • нежелание принимать свой новый внешний облик,
  • желание интенсивно двигаться (экстремальный спорт, бег, танцы),
  • неожиданные увлечения,
  • бессонница (или сонливость),
  • суицидальные мысли,
  • размышления о смысле существования.

Как преодолеть сложности перехода

Представители современной психологии считают, что кризис – важная предпосылка психологических изменений. Перемены могут быть положительными (связанными с творчеством, саморазвитием) или отрицательными (депрессия, саморазрушение, разрыв социальных связей).

Не всегда необходимо во время переломного периода отправляться к психологу. Можно справиться с проблемой самостоятельно. Стоит выполнять такие действия:

  • принять свое состояние, не игнорировать его,
  • много контактировать с приятными людьми, находить новых единомышленников,
  • исправить режим дня (сон от 8 часов, интенсивная работа сменяется полноценным отдыхом),
  • нормализовать рацион питания (маленькие порции через каждые 2 – 3 часа, увеличение количества растительных продуктов, отказ от вредных блюд),
  • быть физически активным (зарядка, прогулки, подвижные хобби),
  • отказ от привычек, вредящих здоровью,
  • выделить время для приятных занятий (если получится – попросить отпуск),
  • отложить трудные задачи и важные решения до улучшения состояния,
  • не позволять себе сравнивать свое «Я» с другими (осознать, что все индивидуальны, выписать свои преимущества и чаще их перечитывать).

К психологу отправляются, если ситуация долго не улучшается. Специалист проведет тесты, чтобы выяснить, почему индивид так тяжело переживает кризисный период. Он подберет подходящие методы восстановления психики пациента.

Основные кризисы

Основные кризисы и их особенности представлены в таблице:

Кризис Признаки Рекомендации
новорожденность адаптация к новому миру, проявление безусловных рефлексов развивать через прямые контакты (касания, разговоры, пение, улыбка)
1 год рост потребностей, проявление самостоятельности, импульсивность позволять проявлять самостоятельность
3 года упрямство, непостоянство эмоций, желание командовать не стоит корректировать проявления ребенка, дать возможность быть самостоятельным, организовать деятельность малыша
7 лет больше наигранных эмоций, замкнутость, неконтролируемость лучше пересмотреть запреты, в отдельных сферах дать больше свободы, общаться серьезно, как со взрослым, учитывать мнения малыша, нужно больше положительной мотивации и меньше «метода кнута»
пубертатный период частые конфликты, потеря авторитета взрослых, стремление казаться взрослее, формирование собственных ценностей создать атмосферу понимания и доверия, интересоваться потребностями и увлечениями, поддерживать стремления
17 лет уход в себя, отстраненность, чувство одиночества реже контролировать, чаще поддерживать, помогать в выборе профессии, не навязывая
30 лет переоценка ценностей, более трезвые взгляды, потребность в стабильности физическое развитие, самообразование, реализация давних целей
40 – 45 лет сформировано критическое мышление, устойчивое чувство самоуважения, иллюзии остаются в прошлом, болезненные переживания по поводу нереализованных целей путешествовать с родными, сменить обстановку, заняться физическим саморазвитием, победить вредные привычки, наслаждаться моментом, не отстраняться от семьи
пенсионный пассивность, ностальгия, мудрость, замедленный ритм жизни, ухудшение здоровья принять ситуацию, заняться приятной деятельностью (можно общественной или творческой), доброжелательно общаться, не отстраняться от родных, воплотить скрытое давнее желание (возможно, экстремальное)

Новорожденность

Условия жизни новорожденного резко поменялись. Он попадает в новое пространство, в котором ему выживать помогают безусловные рефлексы. Благодаря им малыш ориентируется в пространстве, употребляет пищу, защищается. Ребенок интенсивно начинает адаптироваться к изменившимся условиям.

Новорожденный

1 год

Это переходный этап между младенчеством и ранним детством, который длится около 3 лет. Основные особенности:

  • увеличение возможностей малыша,
  • возникновение новых потребностей,
  • проявление самостоятельности,
  • острые эмоциональные реакции,
  • усвоение понятия «границы»,
  • возможные нарушения сна,
  • потребность словесно выражать желания,
  • внутренний конфликт, связанный с необходимостью победить стыд и сомнения,
  • интенсивное развитие речи,
  • формирование самосознания,
  • развитие способности контролировать движения,
  • борьба за собственные границы.

3 года

Личностные метаморфозы малыша влияют на контакты со взрослыми. Ребенок осознает свою отдельность от других, анализирует собственные возможности, видит в себе источник воли. Малыш сравнивает себя с родителями (и другими взрослыми). Появляется потребность подражать взрослым. Типичные для возраста характеристики: упрямство, своенравность, негативизм, желание бунтовать, жестокость. Такие реакции связаны с потребностью в признании.

Школьный возраст 7 лет

Меняется социальная ситуация. Ребенок должен выстраивать отношения с ровесниками, которые осуществляют непривычную для него, но обязательную полезную деятельность. Прошлые социальные контакты исчерпались. К этому возрасту возникает естественная потребность искать новые. Несмотря на такое желание, не каждый ребенок готов к учебе.

Пубертатный период 11-15 лет

Он длится дольше, чем остальные кризисные этапы. Интенсивно развиваются интеллект, психика и сам организм. Возникает конфликт между личностной и социальной зрелостью подростка. Можно коротко охарактеризовать этот этап: резко меняются отношения подростка с окружением. Он становится более требовательным ко взрослым и к себе самому. Не соглашается с покровительственным, снисходительным отношением.

Пубертатный период 11-15 лет

Даже послушный ребенок в этот период может стать грубым, неконтролируемым, дерзким, упрямым и замкнутым. Если взрослые проявят терпение и понимание, отнесутся с уважением к потребностям подростка – переходный этап пройдет менее болезненно для всех сторон.

Характер ребенка в это время определяют факторы внешнего мира и внутренние процессы. К внешним раздражителям относятся: зависимость от взрослых, контроль и чрезмерная опека с их стороны. Он мечтает освободиться, уверен в своем умении принимать зрелые решения. Ребенок частично прав: он резко повзрослел, но сохранил детские качества (непостоянство, безответственность, несамостоятельность). Поэтому взрослые не видят в ребенке равного, и он это чувствует.

На протяжении пубертатного этапа взрослым следует перестроить свою коммуникацию с подростком. Иначе он ответит сопротивлением, агрессией, которая может перерасти в серьезный конфликт. Это приводит к нарушениям психического развития. Маленькая личность чувствует себя ненужной, отвергнутой, непонятой. Усиливается апатия. Родители теряют возможность влиять на подростка. Чтобы избежать этих последствий, важно общаться доверительно, уважительно, по-дружески. Но фальшь ребенок почувствует. Важно вместе заниматься увлекательной полезной деятельностью.

Подросток критически воспринимает свои недостатки, преувеличивает их. Переживает из-за неумения выстраивать отношения. Критические высказывания воспринимает болезненно.

Еще одна особенность – сильное желание «попробовать все», стремление рисковать. Интересует все запретное. Из любопытства может попробовать наркотики, спиртные напитки, никотин. Может развиться как физическая, так и психологическая зависимость.

Юношеский 17 лет

Переломные этапы зрелости проходят более скрыто, чем в детстве. При этом происходит глубокая перестройка сознания, переосмысление жизненных задач. Все это определяет формирование зрелой личности.

Юноша 17 лет

Индивид уже считается достаточно взрослым. Стремится доказать это себе и окружающим. Начинается по-настоящему автономная жизнь, пропитанная мечтами и надеждами. Основная деятельность: обучение, построение личной жизни, карьеры. Стремление найти себя и свой путь ведет к определению собственной социальной, половой и профессиональной роли. Часто эти роли смешиваются, происходит путаница.

Средний возраст 30 лет

Юность позади, человек анализирует сделанное, взгляды становятся более трезвыми. Появляется потребность в постоянстве, спокойствии. Кто-то сосредотачивается на карьере, другие – на личной жизни. Основная цель: определить собственный смысл жизни.

Зрелый 40-45 лет

Человек отчетливо видит свое старение, усиливается страх смерти. Организм теряет силу, углубляются морщины, седеют волосы, одолевают заболевания. Это первый этап психологической борьбы со старостью. Люди погружаются в мир любовных приключений, пытаются забыться в работе, впервые решаются на экстремальные развлечения. Кого-то «спасает» религия, философия, эзотерика. А пассивные личности просто становятся циниками.

Пенсионный 60-70 лет

Наступает этап поздней взрослости. На пенсии индивид часто не знает, чем занять время. Его угнетает плохое здоровье, отсутствие друзей. Осознание, что путь почти пройден, кажется невыносимым. Обостряется чувство потерянности, бесполезности. Возможные последствия: потеря интереса к окружающему миру, депрессия.

Возрастные кризисы – неизбежны. А в большинстве случаев непродолжительны. Они необходимы для становления полноценной личности. Нужно осмыслить свой новый статус и настроиться на положительные изменения.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий