Развитие предприятия и доход компании зависят от линии поведения начальника. Все лидеры демонстрируют разные стили руководства. Из-за этого их деятельность не всегда приносит желаемые плоды. Чтобы работа доставляла радость, а отношение подчиненных к труду было на высоте, начальник должен ответственно отнестись к выбору стиля управления в организации.
Отличительные черты руководителя
От деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя зависит работа исполнителей и развитие организации. Только квалифицированный лидер способен правильно организовать труд подчиненных и направить бизнес на путь процветания.
Психологи выделяют 3 особенности, которыми могут похвастаться руководители.
Особенность | Качества |
Наличие управленческих качеств, которые в народе называют деловой хваткой | · умение быстро анализировать полученные данные, · способность в короткие сроки без помощи других лиц принимать ответственные решения, · умение находить выход из сложной ситуации, · способность стратегически мыслить, · умение быстро налаживать контакт с подчиненными и партнерами, · способность грамотно распределять ресурсы |
Наличие личностных качеств, которые позволяют держать под контролем не только предприятие, но и собственную персону | · адекватная самооценка, · целеустремленность и амбиции, · настойчивость и смелость, · стрессоустойчивость, выдержка и уравновешенность, · тактичность и коммуникабельность, · авторитетность, · креативность, · желание развиваться и пробовать новое |
Наличие профессиональных знаний позволяет руководителю не только управлять производством, но и контролировать развитие выбранной отрасли | · высшее образование, которое позволяет быть компетентным в выбранной сфере деятельности, · опыт работы по заданному направлению, · наличие базовых знаний смежных отраслей хозяйства, · стремление к получению новых знаний, · знание тайм-менеджмента |
Должность руководителя — это стресс, поэтому кроме хорошей нервной системы, лидер должен обладать крепким физическим здоровьем. Но личностные и профессиональные качества — не единственные критерии, которые ведут к развитию бизнеса. Выбор подходящего стиля управления — ключ к совершенствованию компании.
Управление по Курту Левину
Немецкий психолог Курт Левин впервые в 1940-х гг. провел научные исследования малой группы в области управленческих стилей. В эксперименте участвовали 2 группы детей 10—12 лет, которые занимались изготовлением театральных масок.
Руководил воспитанниками один человек. Но первой группе детей лидер приказывал, как нужно действовать, и избегал неформального общения, а второй позволял участвовать в групповом обсуждении проекта. В ходе эксперимента психолог выяснил, что каждый подход оказывал разное влияние на группу, на самочувствие воспитанников и результаты труда.
После этого Левин попробовал действовать пассивно. Воспитанникам была предоставлена полная самостоятельность во всех сферах, начиная от организации деятельности и заканчивая ответственностью за результаты. Но такой метод оказался малоэффективным.
На основании эксперимента психолог смог выделить 3 основные вида управления:
- Жесткий (автократический, директивный или авторитарный) стиль. При таком методе управления руководитель избегает неформального общения с подчиненными, самостоятельно контролирует деятельность фирмы и несет ответственность за все происходящее. Лидеру важен не только результат, но и сам процесс. Решения в организации принимает руководитель. Подчиненные выполняют приказы и распоряжения.
- Демократический (коллегиальный) стиль. При таком подходе к управлению руководитель старается поддерживать товарищеские отношения с коллективом, но пресекает фамильярность. Принятие решений происходит совместно с коллективом. Активное взаимодействие с подчиненными — главная особенность стиля. Коллегиальный лидер стремится к получению результата, процесс его не интересует. При такой форме управления поощряется инициатива и творческая деятельность в коллективе.
- Либеральный (попустительский или пассивный) стиль. Для такого подхода к управлению характерна поддержка неформальных отношений с персоналом, а также разделение ответственности и полномочий. Руководитель позволяет подчиненным самостоятельно организовывать собственную работу. Только в крайних случаях лидер принимает участие в производственном процессе. Управленческая модель похожа на партнерство.
Проанализировав каждый управленческий стиль и результаты эксперимента, Курт Левин сделал следующие выводы:
- Воздействовать на людей можно по-разному. Профессиональный руководитель должен овладеть всеми возможными управленческими направлениями.
- Стиль руководителя включает в себя не только особенности личности лидера, но и специфику группы, с которой приходится работать.
- Не бывает плохих или хороших стилей. Для эффективной реализации каждого требуются определенные условия.
4 стиля управления
Нередко работник, которого назначили руководителем предприятия, сталкивается с дилеммой: какую выработать линию поведения, чтобы коллеги слушались, а доходы компании шли вверх. Чтобы найти верное решение, рекомендуется сначала ознакомиться с разными стилями управления в менеджменте. Изучение каждого подхода позволит сделать правильный выбор.
Эксплуататорско-авторитарный
Эксплуататорско-авторитарный стиль — разновидность директивной формы управления. Руководитель не доверяет подчиненным, поэтому решение всех вопросов берет на себя.
Психологическое давление, угрозы и наказания — основные способы стимулирования деятельности.
Коллектив часто «дружит» против руководителя, радуется его ошибкам. Если исполнители знают, что неправильного шага можно избежать, они охотно промолчат об этом, чтобы увидеть провал директора. Такой метод управления формирует неблагоприятную атмосферу в рабочей группе, которая приводит к экономическим потерям и психологическим травмам.
Патерналистски-авторитарный
Для патерналистски-авторитарной формы управления характерно снисходительное отношение руководителя к подчиненным. Лидер может иногда интересоваться мнением коллектива. Но нередко руководитель демонстративно принимает собственную точку зрения, игнорируя обоснованные предложения подопечных.
Подобное подавление негативно влияет на морально-психологический климат в фирме. Для стимуляции деятельности в организации руководитель редко использует угрозы. Но из-за постоянных претензий начальника компания постоянно сталкивается с остановкой хозяйственной деятельности. Из-за строгих требований предприятия теряют хороших сотрудников.
Согласно исследованиям, подобный стиль стимулирует выполнение больших объемов работы, но убивает развитие творческих решений и новизны.
Консультативный
Для консультативной формы характерна высокая степень доверия между исполнительным аппаратом и начальником. Руководитель советуется с подчиненными, прислушивается к их размышлениям, затем использует в работе наилучшие варианты решений. Там, где существует такой подход к управлению, выстраиваются крепкие взаимовыгодные отношения.
Консультативная атмосфера удовлетворяет исполнителей, они с удовольствием поддерживают главу компании и стараются добиться положительных результатов в труде. Поощрение коллектива является преобладающим стимулом концепции.
Демократический
При управлении компанией в демократическом стиле начальник предоставляет сотрудникам полную самостоятельность в рамках их профессиональной деятельности. Руководитель поощряет самовыражение работников и их активное участие в развитии фирмы.
Начальнику-демократу нравится работа в команде, основанная на общих целях и идеях. Руководитель с удовольствием разделяет власть с коллегами по цеху, позволяя подчиненным частично контролировать рабочий процесс.
В организациях с демократической формой управления сотрудников уважают и оценивают по достоинству. На таких предприятиях практически отсутствуют конфликты, компании чаще других могут похвастаться качественной работой персонала.
Модель Лайкерта
Ренсис Лайкерт в 1947 году с коллегами из Мичиганского университета проводил исследование, в котором сравнивал персонал организаций с высокими показателями труда и низкой производительностью.
Эксперимент показал, что эффективность работы в компании напрямую зависит от стиля управления. Лайкерт понял, что деятельность любого начальника сводится к двум составляющим:
- к сосредоточению на рабочем процессе,
- к пристальному вниманию за подчиненными.
В 1967 году ученый предложил 4 модели руководства, которые отличались друг от друга по степени ответственности, контролю и дистанцированности начальника от наемных рабочих. Его классификация выглядит следующим образом:
- Эксплуататорско-авторитарная модель. Мотивационная деятельность строится на угрозах, страхе и случайном поощрении. Мнение подчиненных начальника не интересует, так как ему присущи единоличие, эгоизм и гордыня. Доминирование — основа этой системы.
- Благосклонно-авторитарная модель. Руководитель посвящает подчиненных в дела фирмы. Иногда позволяет им принимать участие в обсуждении рабочих вопросов, но подчеркивает собственное лидерство. При благосклонно-авторитарной системе хорошо развито поощрение сотрудников.
- Консультативно-демократическая модель. Начальник не доверяет решение важных вопросов подчиненным, но позволяет участвовать в развитии организации. С удовольствием выслушивает мнение коллег, применяет их на практике и поощряет креативные идеи.
- Модель, основанная на участии. Начальник доверяет подчиненным. Взаимоотношения руководителя с коллегами носят дружеский характер. Решения в фирме принимается посредством группового обсуждения. По мнению американского ученого, такая модель самая эффективная для бизнеса.
Что выбирают успешные руководители
Нельзя однозначно сказать, какой лидерский стиль способен привести к процветанию и богатству. При построении управленческого аппарата нужно руководствоваться исключительно личностными и профессиональными качествами.
Добрый и мягкий от природы человек не вживется в роль строгого авторитарного командира, который в одиночку решит проблемы, а лидеру, которому присуща властность, будет не под силу использовать щадящую демократическую модель. Только комфортная линия поведения даст положительные результаты. Однако лучшей системой управления является гармоничное сочетание всех стилей.
Стиль руководителя — это индивидуальная педагогическая линия поведения. Но важно помнить, что от выбранной модели управления зависит мотивация работников, отношение к труду и процветание организации.