Интересный рассказ всегда вызывал у людей эмоциональный отклик. Сегодня сторителлинг – это новый способ передачи информации. В основном он используется в продажах, поэтому должен быть качественным. Не обязательно иметь диплом сценариста для этого. Сейчас существует много обучающих курсов, где можно научиться такому искусству. Чтобы стать профессионалом в этой сфере, все же потребуется некоторое время и практика.
Определение и цели жанра
С английского языка «сторителлинг» дословно переводится как «рассказывание истории». Этот термин заключает в себе эффективную передачу познавательной информации через мифы, притчи или былины. Он провоцирует у читателей желание поразмыслить над ними. Рассказы можно сочинять о реальных людях и выдуманных.
Эту методику чаще всего используют на Западе. С помощью нее пишут статьи, где разъясняются сложные понятия простым языком, за которые платят деньги. Текст должен получиться таким, чтобы он захватывал. В нем присутствуют герои, конфликт и мир вокруг. Все могут рассказывать истории, но не у всех она получится цепляющей и структурированной.
Раньше данный прием передачи опыта использовался для обучения новичков в компаниях. Он же повышал показатели работы. Сейчас чаще всего сторителлинг применяют в маркетинге. Он стал чуть ли не отдельной наукой, в которой есть свои управленческие и психологические аспекты. Рассказы не нужно делать длинными, но они должны мотивировать к совершению действий и достижению результатов.
Красочные, увлекательные истории ассоциируются у людей с личной ситуацией, они проникают в сознание и толкает к поиску ответов. При этом не нужно ничего зубрить, они легко запоминаются. В маркетинге такие тексты имеют определенную структуру, что провоцирует желание людей покупать.
Но основная цель сторителлинга все-таки не продать, а повысить посещаемость, привлечь клиентов. Благодаря хорошей истории увеличивается количество аудитории и удерживается их внимание. Клиенты записываются на консультацию, оставляют номер своего телефона, пишут отзывы и комментарии. В задачи метода также входит:
- отработка возражений,
- призыв к действию,
- создание мощной эмоциональной реакции, что нужно для продаж.
Подобная техника увеличивает продажи, развлекает и обучает аудиторию, делится успехами, опытом.
Принципы использования
Услышанную информацию человек забывает через 72 часа. В памяти остаются важные моменты. Поэтому важно использовать хитрые уловки при написании историй. Они должны заинтриговывать, вовлекать. Скучный и бубнящий тон никто не захочет слушать, а безграмотный текст читать. Обучаясь искусству сторителлинга необходимо придерживаться некоторых правил.
Рассказ должен быть коротким, человек выдерживает 20 минут. Если он будет длинным, концентрация читателя снизится, он устанет и не дочитает (не дослушает) до конца. В историю нужно включить героя, который с уверенностью заинтересует аудиторию. Люди должны смочь примерить на себя его действия, решения и поступки. Одна ситуация всех читателей не зацепит. Нужно быть готовым к тому, что у каждого рассказа своя аудитория.
Историю необходимо заканчивать, чтобы человек не придумывал его сам. Он нуждается в ответе на волнующий вопрос. Рассказ следует придумать интересным, чтобы захотелось узнать, какого его продолжение. Пусть он смеется, плачет, злится или боится, но зато не остается равнодушным к нему.
При написании статьи важно отказаться от навязывания своего мнения читателям. Вывод они должны сделать сами. Если это продажи, они сами решат, нужен им рекламный товар или нет. Главное, чтобы у них возникло желание чем-то обладать.
При написании текстов следует включать в них гиперболы и метафоры, но чтобы основная мысль при этом не была затеряна. В них также должны присутствовать фразы, которые провоцируют у людей игру воображения и мышления. При работе тщательно продумываются персонажи, обстановка, диалоги, интрига. Читатель запомнит те отрывки, в которых присутствуют шокирующие моменты. А еще такие, которые активизируют органы чувств: он слышит звуки, ощущает вкус.
Рассказ должен состоять из завязки, основной части, кульминации и развязки. В его содержании видно проблему и решение. Описаний стоит включать меньше, чтобы не засорять текст, он должен быть понятным и ясным. Текст стоит писать не только об успехах. Примеры неудач и поражений способны давать более мощный эффект.
Структура рассказа
Структура текста должна быть логичной, иметь схему повествования. Она приводит мысли читателей в порядок. История выглядит таким образом:
- начало,
- середина,
- конец.
Кульминация и развязка тоже являются важными моментами, потому что позволяют увидеть, как разрешается конфликт. Для написания интересного, цепляющего текста необходимо изучить аудиторию. Если получится понять ее нужды, значит, он принесет успех.
Аудитория (контент)
Исследование аудитории поможет определиться с потенциальными читателями и слушателями. Контент должен содержать такую информацию, которая ответит потребностям публики. Он должен вызвать эмоциональный подъем у людей. Важно, что-то не договорить им, выдать не все знания, чтобы читатели захотели продолжить знакомство, обучение или покупки.
Герои и антигерои
История не может существовать без героев. Ими могут быть как люди, так и неодушевленные предметы. Главное, чтобы читатель начал сопереживать. Если это живой человек, то стоит рассказать личную историю. Ей публика доверится больше. Можно включить в рассказ другую личность, которая добилась успеха (лишь бы она была реальная).
Еще больше усилит эмоции читателей антигерой, враг, какие-либо преграды. Испытания закаляют характер персонажа, помогают прийти к успеху. Иногда антигерой – это убеждения и привычки, мешающие добиться положительных результатов в деле. С ними человек и борется.
Метафора
Использование метафор в тексте позволяет работать с подсознанием человека, вытащить из него мощные ресурсы. Чтобы их создать, необходимо подумать, с чем она ассоциируется у публики. А также, что общего между визуализацией и вызванными эмоциями.
Парадокс
Прием парадокса в начале истории заставляет читателей дослушать или дочитать историю до конца. Здесь берется общепринятое мнение и опровергается. Например, чем больше работаешь, тем меньше денег получаешь. То есть, в начале выступления озвучивается парадокс, а в конце то, что оратор имел ввиду (расшифровка).
Виды написания текста
Существует несколько видов написания текста:
- культурный,
- социальный,
- сверхъестественный,
- лично-семейный.
В культурном ключевые факторы представляют собой мораль, веру и нравственность. В социальном описывается работа, хобби, интересы. Информация излагается в виде сплетен. Сверхъестественный вид вызывает эмоции, но в нем отсутствуют доказательства. Семейный включает в себя родственные связи, предков.
Культурный
Суть культурного сторителлинга в морали. Особое место отводится в нем внутренним конфликтам. Здесь герой встает перед выбором: свои убеждения или богатство, патриотизм или безопасность. Будущему поколению с помощью такого рассказа передается опыт прохождения трудностей, чтобы прийти к успеху. Одолеть их помогла вера. Используя такой вид изложения нельзя играть чувствами людей.
Социальный
Социальный сторителлинг содержит в себе рассказы, где события происходят в определенном обществе. Их объединяют хобби или работа, общие интересы и другие сферы. Люди обсуждают слухи, сплетни. Они передаются от одного индивидуума к другому. Это могут быть случаи из жизни близких людей или звезд с телеэкрана. Публика восхищается, удивляется, пугается, даже завидует. Каждый примеряет маску другой личности на себе. Человек думает, как бы поступил он, делает собственный вывод. Такие рассказы успокаивают людей, отвлекают от личных проблем. В некоторых случаях помогают улучшить жизнь.
Сверхъестественный
К сверхъестественному сторителлингу относятся рассказы, в которые нельзя поверить. Их подлинность невозможно доказать, но они волнуют, вызывают смятение и испуг. Обычно это тексты об НЛО, мистических существах и явлениях. Этот жанр погружает публику в неизведанное, где ей нужно выживать самостоятельно, проходить через опасности. Герой, участвующий в истории успешно проходит испытания.
Лично-семейный
Лично-семейные случаи отображают преемственность родственных связей, опыт предков, их достижения. Они передаются из поколения в поколение, не дают забыть, кем были родственники. Рассказы могут быть и позитивные, и мрачные. Благодаря им человек понимает себя, пробует определить свое предназначение, начинает развиваться. Примером личного сторителлинга может служить текст о том, как после прохождения курсов обучения девушка научилась создавать сайты, вести соцсети и теперь, обретя финансовую независимость, зарабатывает не меньше супруга.
Сфера применения методики
Способ сторителлинга применяют копирайтеры, маркетологи, психотерапевты, журналисты, писатели, педагоги. С помощью этого инструмента передают жизненный опыт и навыки, обучают новичков в организации. Специалисты по такой технике востребованы, поэтому находится много курсов обучения, семинаров. Метод рассказывания укрепляет авторитет, повышает продажи продукта, позволяет донести информацию.
В Америке психотерапевты используют сторителлинг при работе с пациентами. Он активизирует желание продолжать жизнь и дает силы для борьбы с болезнями. Значит, этот метод помогает не только деньги заработать, но и помогать обществу. При этом важно правильно поведать рассказ.
Истории мотивируют на получение образования, поэтому их используют в работе учителя, воспитатели, коучи, родители. Проблему решать становится увлекательнее, когда в ней есть еще один герой, товарищ по беде. В деловой сфере сторителлинг помогает понять, как необходимо работать и чего не нужно делать. А также кто кого собой представляет в офисе, команде.
Истории используют в работе пиарщики, политики, управленцы. Если они интересные, это позволит убедить людей сильнее, чем другие аргументы. На собрании руководитель может рассказать личную историю успеха вместо скучной презентации о целях компании.
Сторителлинг не только позволяет организовать успешную рекламную кампанию в бизнесе, но и изменить жизнь людей. Важно, чтобы рассказы были правдивыми, о настоящих случаях и людях. Они должны представлять собой мощное психологическое манипулирование сознанием людей в благородных целях.