На протяжении всей жизни человек сталкивается с замечаниями по поводу своей внешности, поведения, деятельности. Если это конструктивная критика, она не вызовет обиды, гнева или грусти. Наоборот, услышав ее, необходимо прислушаться и изменить ситуацию в лучшую сторону. Однако это не все понимают и затрудняются отличить принципы объективных высказываний от деструктивных суждений.
Понятие определения
Конструктивная критика подразумевает собой этическое высказывание оппонентом своего личного мнения, которое отличается искренним желанием помочь. Своими действиями он оценивает деятельность человека, которого критикует, стремится способствовать развитию его успеха. При этом он дает четкие рекомендации.
Объективная критика касается деловых отношений между работодателем и подчиненным, взрослым и ребенком, учителем и учеником. Начальник, используя ее, корректирует деятельность работника. Если этого не будет происходить, за плохое выполнение поручений есть риск остаться без работы.
Этот вид критики не нарушает развитие ребенка, он будет расти сильным и уверенным в себе. На ученика он тоже действует эффективно: дает устранить ошибки и усиливает желание получать новые знания.
Критик в таком случае должен разбираться в сфере, которой коснулись замечания. Только тогда он сможет дать действенные советы. Проявлениям эмоций здесь не место, важно высказать только конкретные факты. Критикуя конструктивно, важно подметить и положительные моменты.
Польза и вред
Услышав объективную критику, необходимо прислушаться к ней, а не обижаться и сердиться. Она дает возможность стать лучше, произвести работу над ошибками. Такие замечания позволяют наладить качественные отношения в семье, на работе, с друзьями. Так, положительными моментами адекватных отзывов являются:
- шанс увидеть ошибки с помощью других,
- появление мотива для саморазвития,
- понимание интересов и потребностей оппонента.
Любой аспект критики влияет на самооценку, понижая уверенность в себе. Она ранит человека, который воспринимает все близко к сердцу. В таком случае стоит научиться воспринимать объективные замечания адекватно.
Отличия
Объективные суждения помогают выявить проблему и найти ей решение. В основе них – желание помочь, способствовать саморазвитию. Некоструктивная критика агрессивна. Она представляет собой негативный отзыв о деятельности человека, его личности. Она доходит до унижения и оскорбления, что наносит душевные раны, понижает самооценку и уничтожает желание стремиться к лучшему.
От объективной
Если рассматривать более подробно, то деструктивная критика отличается от объективной оценки тем, что критикующий человек не желает помочь оппоненту. Он выказывает недовольство с корыстью, преследуя цель обидеть его. Деструктивные суждения используют при личной неприязни, они строятся на агрессии и оскорблениях.
Люди, делая негативные замечания, не берут ответственность за сказанное. Они манипулируют оппонентами с выгодой для себя. Даже в идеальной работе такие критики найдут недостатки из-за зависти. Им не нравится, когда кто-то отличается от других. Следует избегать общения с ними, чтобы сохранить уверенность в себе и спокойствие.
От деструктивной
Отличие объективной критики от деструктивной оценки в том, что выказывается она с уважением. Благодаря ей происходит сплочение коллектива, повышается самооценка человека, усиливается продуктивность деятельности. Объективные замечания показывают, над чем, в самом деле, нужно работать, что совершенствовать.
Конструктивная критика объективна и аргументирована. Тот, кто ее выказывает, не претендует на то, что его мнение единственное и самое правильное. Он акцентирует внимание на отдельных моментах, а не на всей работе. Когда необходимо указать на ошибки, следует привести примеры из личного опыта. Критику важно быть профессионалом, иначе его замечания не будут замечены, к нему не прислушаются. При конструктивных замечаниях делается акцент на плюсах, помимо недостатков.
Примеры
Прежде чем начать критиковать, нужно задуматься о том, хватает ли знаний и опыта в определенной области. К примеру, не понравилось платье, которое швея сшила на заказ. На недочеты в такой работе будет сложно указать, потому что у критика нет образования портного. Суждение должно начинаться с любезных слов, похвалы, в уважительном тоне. Заканчиваться тем же. Это усилит восприятие оппонентом сказанной речи. Иногда ему есть, что ответить на замечания, поэтому должна быть возможность сделать это, ведь может причина случившегося может быть обоснованной. Критику следует быть готов к тому, что придется предлагать возможные пути решения проблемы.
Похвала
Критика-похвала используется в том случае, когда начальника что-то не устраивает в выполненной работе. Подойдут такие выражения:
- в целом хорошо, но не идеально,
- работа хорошая, но она не подходит к нашему случаю,
- хорошо, но Вы можете лучше,
- по работе заметно, что Вы старались, но этого недостаточно,
- все верно, но не вовремя.
По отношению к ребенку такой способ критики используется, если он не так понял задание, сделал лишние действия, которые в задании не указаны. В таком случае коммуникацию можно наладить так:
ты перестарался, в задании такого нет, это уже лишнее,
видно, что ты старалась, но читай задание внимательно,
хорошо, только чего-то не хватает, давай подумаем, как исправить.
Озабоченность
Критика-озабоченность подходит к моменту, когда работа сдана не вовремя. В высказываниях появляются личные эмоции. Недовольство можно пояснить так:
- я озабочен Вашей недобросовестностью,
- я поражен, что Ваш доклад не готов,
- не уверен, что смогу доверить это задание Вам в следующий раз.
Обезличенность
Безличную критику выказывают, когда нет желания называть имен. Например, в рабочем коллективе говорят так:
- среди нас есть сотрудники, которые еще не могут справляться со своими обязанностями, но их имен называть не будем,
- оказалось, что не все поняли, как это для нас важно, надеюсь, они поняли о ком я,
- некоторые сотрудники до сих пор не соблюдают рабочий график,
- пусть будет стыдно тем, кто не нашел в себе сил признать ошибки.
Удивление
Используя критику-удивление, необходимо контролировать интонацию. Она должна быть не возмущенной, а удивленной. Это не ругань с насмешкой. Вот примеры удивления:
- Неужели Вы не справились с поручением?
- Я поражен, что отчет еще не на моем столе.
- Неужели Вы не увидели до сих пор свои недочеты?
- Не верю своим глазам. У Вас, и ошибка? Не ожидал.
- Как же так?
- Вам, в самом деле, самому нравится Ваша работа?
Если ребенок сделал не всю работу, или приложил мало усилий для достижения результата, не нужно его ругать. Достаточно сказать: «Как неаккуратно написано. Над почерком еще работать и работать, но я верю, что ты справишься».
Предупреждение
Желая указать работнику на ошибку, но не обидеть его, для критики-предупреждения нужно выбрать твердый, но не угрожающий тон. Фразы подойдут следующие:
- Рекомендую самостоятельно подумать над ошибками и сделать выводы.
- При обнаружении повторных нарушений я Вас накажу.
- Это последнее предупреждение Вам.
- В следующий раз разговор будет иным.
Вопрос
Если работа выполнена не так, как требовалось, некоторым работодателям интересно знать самостоятельное решение сотрудника. Тогда они спросят:
- Каким образом будете исправлять?
- Что планируете предпринять?
- Как исправите положение?
- Что предлагаете сделать для исправления?
- Как будете избавляться от ошибок?
Опасение
Примеры критики, выражающей опасение:
- боюсь, что это не в последний раз,
- думаю, что завтра будет то же самое,
- что-то мне подсказывает, что в следующий раз результат снова будет неудачный,
- боюсь, не смогу больше Вам доверять ответственные задания,
- мне не дают покоя повторяющиеся ошибки в Ваших работах (действиях).
Надежда
Надежду на исправление выражают фразами:
- надеюсь, что Вы исправитесь и не будете больше допускать ошибок,
- хотелось бы, чтобы в следующий раз Вы сделали поручение качественнее,
- думаю, Вы справитесь в будущем с заданием без ошибок,
- хочу верить, что Вы станете более внимательным,
- я надеюсь, что Вы можете лучше.
Правильная реакция
Любой вид критики можно высказать эмоционально. Не каждый умеет воспринимать ее спокойно. Если самооценка заниженная, реакция будет отрицательной (у меня никогда не получится это сделать, я все делаю плохо и ни на что не способен). Логика такова, что каждый делает ошибки, без них не будет развития. Поэтому впадать в уныние не следует, нужно начать верить в себя.
При выслушивании критики необходимо держать эмоции под контролем, внимательно выслушать рекомендации и применить советы на практике. Если суждения деструктивные, собеседник разговаривает в повышенных тонах, лучший выход – взять перерыв, успокоиться и подготовить ответ.
Многие считают, что критика – это придирка. Необходимо рассмотреть ее как помощь. Совсем не реагировать на замечания опасно. Стоит прислушаться к оппоненту и подумать, что может за ней скрываться. Вдруг это опасность, которую нужно предотвратить.
Близко к сердцу воспринимать критику нельзя, это наносит вред здоровью. Вместо того чтобы опускать руки, лучше прислушаться к ней и спокойно, без слез и переживаний исправить ошибки. Некоторые люди тратят время на раздумья о том, что не нравятся критику, раз он недоволен. Лучше его уделить на корректировку работы.
Порой не хочется верить и прислушиваться к замечаниям окружающих (они ничего не понимают). Однако если одно и то же говорят несколько человек, это повод задуматься над тем, что же было сделано не так.
Обращать свое внимание не нужно на агрессивные комментарии в интернете, они никакой пользы не несут. То же самое касается суждений людей, которые пытаются целенаправленно обидеть и наговорить неприятностей. Они ничем не обоснованы. Лучше обратить внимание на людей-единомышленников, которые поддерживают и дают ценные рекомендации.
Реагировать на критику необходимо с чувством собственного достоинства и спокойствием. Оправдываться перед критиками не следует. Лучше потратить свою энергию на выслушивание советов, исправление ситуации и извлечение полезных нюансов. Когда собеседник исчерпает все рекомендации, можно его поблагодарить за них и выйти из помещения.
Таким образом, объективная критика несет в себе только пользу. Она позволяет совершенствовать свои навыки и способности. Необходимо к ней спокойно прислушаться, извлечь что-то полезное и заняться исправлением ситуации, развитием своей личности.