Буллинг – это что такое и как с ним бороться

Буллинг – это издевательство над человеком или травля. В каждом коллективе найдется тот, над кем будут издеваться одноклассники или коллеги. Такое отношение доводит до увольнения, перехода в другую школу, в худшем случае – до самоубийства. Общество не уделяет много внимания борьбе с этой проблемой, она не афишируется, поэтому многие не знакомы с таким понятием. Но проблема существует и ее нужно искоренять.

Чужой среди своих

В любой группе людей, и в трудовом коллективе тоже, есть сплоченные лидеры. К ним тянутся, с ними хотят общаться, это считается привилегией. Изгои им противоположны. С такими людьми не хотят контактировать, наоборот, унижают их. Происходит это чаще всего из-за стадного чувства, а не личной неприязни. Чужим среди своих, или еще его называют козлом отпущения, индивид может стать как в детском саду, так и в престижной организации.

Такому человеку приходится терпеть нелепые шутки над собой, издевательства и злые насмешки. Ему дают понять, что он лишний в коллективе. Из-за психологического давления жертва не выдерживает и меняет место учебы или работы. Этого агрессоры и добивались. Однако коллектив не будет существовать без изгоя. Чтобы сплотиться снова, будет найден другой объект для издевательств.

Если человек не будет предпринимать никаких мер по снятию с себя негативных ярлыков, они останутся с ним навсегда, и в юном возрасте, и в зрелом. Поэтому, заметив, что в коллективе складываются неравные отношения, необходимо принимать меры по снятию с себя клейма жертвы.

Разновидности проблемы

Буллинг простыми словами называется издевательством, запугиванием, неравенством. Агрессор всегда сильнее в этом случае, чем жертва (в отличие от обычного конфликта). Выделяется несколько видов буллинга:

  • физический,
  • экономический,
  • эмоциональный,
  • кибербулинг.

Как бороться с буллингом

Такое поведение длится долгое время. Жертва испытывает психологические и физические страдания. Помимо этих видов распространился сейчас скулшуттинг, которые приводит к гибели людей (нападение с оружием).

Физическое воздействие

Физический буллинг заключается в толчках, пинках, побоях. Сексуальные домогательства тоже можно отнести в эту категорию. Придерживаясь такой тактики, агрессор отбирает предметы, таскает за волосы, ставит подножки. Данный вид воздействия встречается чаще других. В основном физическое насилие происходит среди учеников в подростковом возрасте 12-13 лет. Потом ребенок становится старше и ему грозит уголовная ответственность за подобные деяния и наказание.

Экономический

Экономическим буллингом считаются преступные действия: отбирание денег, одежды и других ценных предметов, а также порча вещей. Агрессорам не нравится, как одевается жертва, что обувает, затрагивая ее материальное положение. Вымогая деньги, злодеи используют шантаж и угрозы. По сути, это является преступлением.

Эмоциональный

Эмоциональный буллинг является такой формой травли, при которой жертву оскорбляют, унижают, проклинают. Над ней насмехаются, называя словами, относящимся к социальной характеристике (жиртрес, дылда, дочь наркоши, очкарик, фашист). Национальность человека агрессоры тоже способны высмеять. Часто сами учителя принижают способности ученика, над которым издеваются одноклассники в образовательном учреждении.

Кибербуллинг

Травля встречалась в школе во все времена, но кибербулинг появился недавно, лишь с возникновением телефонов, компьютеров и интернета. Прибегая к такому способу проявления агрессии, обидчик рассылает текстовые сообщения с запугиванием. В социальных сетях он распространяет троллинг: порочащую информацию о жертве, снимает издевательства на видео и загружает в интернет. Под выложенным в сеть материалом накапливаются комментарии, оценки, что впоследствии вызывает смущение, унижение у пострадавшего.

Кибербуллинг

Под личными фотографиями человека обидчик тоже пишет неприятные унизительные фразы. Они, чаще всего выдуманные, порочащие. Из-за пострадавшей репутации становится сложнее поступить в университет, устроиться на работу.

Известны случаи, когда обидчики создавали ложную социальную страницу жертвы, похищали и публиковали на ней личную информацию для общего доступа, которая вызывала смущение. На ней появлялась и выдуманная информация о человеке, обсуждения, клевета.

Кибербуллинг считается самым опасным, так как от него невозможно защититься, понять, от кого исходит угроза и провокация. Агрессоры любят использовать такой вид травли из-за возможности анонимно вести подлую деятельность, в любое время унизить жертву, наличия большой аудитории.

Жертва школьных взаимоотношений

Не все дети рассказывают о своих проблемах во взаимоотношениях со сверстниками учителям и родителям. Поэтому сложно понять о наличии у них проблем в школьном или другом заведении. На то, что ребенок стал жертвой травли, могут указывать такие признаки:

  • он негативно отзывается об учебном заведении и ищет повод не появляться в нем,
  • приходит с учебы подавленным,
  • много плачет, не называя причины,
  • теряет аппетит,
  • у него ухудшается сон,
  • он держит в тайне школьные события,
  • на нем постоянно появляются новые синяки, царапины или рваная одежда.

Жертвами буллинга могут стать двоечники, отличники, любимчики педагогов или нелюбимчики. Рискуют ими быть дети с физическими особенностями (красивые, страшные, слабые, хромые, носящие очки), малообеспеченные, имеющие собственное мнение и личный взгляд на мир. Травле подвергаются люди, принадлежащие к сексуальным меньшинствам, а также имеющие низкую самооценку.

Жертва школьных взаимоотношений

То есть, объектом издевательства может стать любой человек. Проблема кроется еще и в особенностях той группы, в которой он находится. В одном коллективе он – изгой, в другом – свой. Часто после смены классного руководителя жертва перестает ею быть в своем же коллективе. Что объединяет всех пострадавших – это их повышенная чувствительность к происходящему: страх, злоба, обида. Агрессоры к этому и стремятся, что рождает в них ощущение превосходства над другими.

Таким образом, чаще всего жертва представляет собой тревожного, неуверенного в себе человека, замкнутого, который не уважает себя. Он нерешительный, склонен к слезам, не решается дать отпор.

Почему другие не принимают

Психология агрессора в буллинге заключается в том, что он нуждается в самоутверждении. К нему приходится идти через насилие. Такие люди грубы, устойчивы к критике, умеют манипулировать окружающими. Им кажется, что их недооценивают, поэтому испытывают раздражение. Чаще всего их злость направлена на людей, которые:

  • имеют проблемы во внешности,
  • состоят под чрезмерной опекой родителей,
  • не умеют постоять за себя.

К агрессорам и жертвам добавляются еще и наблюдатели, которые не реагируют на конфликты, по причине того, что испытывают страх и беспомощность, а также чувство вины, что не заступились за изгоя.

Проблемы с внешностью

Буллеры, которые нападают на жертву с недостатками или, наоборот, достоинствами внешности, чаще всего страдают нарциссическим расстройством личности. Это означает, что он убежден в своем превосходстве и уникальности, у него завышено мнение о себе, своей внешности и способностях. Такие люди уверены, что уникальны, успешны, красивы и окружающие им завидуют. Поэтому они обесценивают других, идеализируя себя.

Проблемы с внешностью

Чрезмерная опека мамы и папы

Дети, которых чрезмерно опекают родители, становятся либо перехваленными (у них самооценка завышена), либо затюканными (самооценка занижена). Они рискуют быть неуверенными в себе, затрудняются принимать решения, им сложно наладить отношения с другими людьми, доверять им. Родители часто отгораживают ребенка от проблем, решая их за него, поэтому они не представляют, как можно самому постоять за себя в конфликте.

Не умение постоять за себя

Буллеры, на самом деле, сами имеют слабый характер. Они выбирают для своих нападок тех, кто слабее них и не может им противостоять. Жертва боится еще большей агрессии, быть плохим мальчиком или девочкой. Если их убедить в том, что защищать себя необходимо, ситуация изменится. Как правило, обидчики старшего возраста совершают насильственные действия в туалете на беззащитных детей младше них.

Как понять, что есть проблема

Чаще всего дети не жалуются взрослым, что их травят в коллективе. Одни запуганы агрессором, у других не выстроены доверительные отношения с родителями. Мама с папой обычно зациклены на работе и не обращают внимания, что происходит с ребенком. Если он стал замкнутым, отказывается от еды, плачет без повода, приходит с синяками, значит, в его личной жизни происходит что-то негативное.

Замкнутость ребенка

Сталкиваясь с неприятностями, дети отдаляются от них, потому что не знают, что делать, каким образом решить проблему. Ведь за них постоянно принимали решения родители. Замкнутость в этой ситуации является защитной реакцией ребенка. На то состояние указывают следующие симптомы:

  • молчаливость,
  • неуверенность,
  • отстранение от сверстников,
  • поверхностное дыхание,
  • отсутствие жестикуляции,
  • желание прятать руки за спину.

Замкнутость ребенка

Помимо этих признаков замкнутый ребенок не рассказывает ничего про одноклассников, о школьной жизни, у него нет желания идти в школу. Ему трудно позвонить сверстникам, узнать про уроки. Такой ребенок не ходит в гости и не приглашает их к себе. Он может не разговаривать целыми днями, отвечать на вопросы шёпотом. Свое мнение ему высказать чрезвычайно трудно.

Отказ от еды

Кого-то эмоциональные переживания приводят к увеличению аппетита, но чаще всего он снижается в стрессовой ситуации. Если поведение ребенка, его положительное отношение к учебному учреждению и одноклассникам остается прежним, тогда причина нежелания принимать пищу другая. Испорченные отношения с учителем или другими учениками вызывает подавленное настроение, апатию, утомляет жертву. Поэтому и аппетит ухудшается.

Слезы без причины

Плакать без повода хочется из-за накопленных неврозов и стрессов. Когда ребенка травят в школе, он не может обратиться за помощью, то негативные эмоции накладываются друг на друга. Однажды психика не выдерживает, ребенок начинает плакать. Это естественная реакция на эмоциональный перегруз.

Действия родителей

Обнаружив, что у ребенка в коллективной среде проблемы, важно оказать поддержку, быть на его стороне, а не говорить, что он сам виноват. Необходимо научить его взаимодействию с другими людьми, а не ограждать от негативных переживаний. В жизни он часто будет сталкиваться со стрессовыми ситуациями, жестокостью и гневом, поэтому нужно уметь давать отпор обидчикам, говорить «нет», быть устойчивым к провокациям и уверенным в том, что родительская поддержка им обеспечена.

Если ребенок стал жертвой травли в коллективе и хочет поделиться своими переживаниями, родителям следует выслушать его на семейном собрании. После монолога дать ему обратную связь: «Хорошо, что ты об этом рассказал», «Мы тебе верим», «Как мы можем тебе помочь?». Важно его поддержать, чтобы он чувствовал, что не одинок. В сложных случаях стоит даже обратиться к классному руководителю и директору за помощью. Можно предложить свое участие в педсовете или создании проекта по борьбе с подобной проблемой.

Беседа с родителями

Чтобы ребенок рос уверенным в себе, лучше освободить его от гиперопеки. У него должна быть свобода выбора. Важно разрешать ему участвовать в семейных советах, чтобы он понимал, что его мнение родители ценят. Нужно учить бороться с агрессорами. Чтобы ребенок осознавал свою ценность, стоит записать его в кружок (творческий или спортивный) или отдать в музыкальную (художественную, хореографическую) школу.

Родителям необходимо общаться с ребенком, быть к нему ближе, пообещать оказать помощь. Ребенок может почувствовать защиту и с надеждой смотреть в будущее. Если говорить о конкретных действиях родителей, то они могут прибегнуть к превенции:

  • научить не бояться одноклассников, потому что у них тоже есть проблемы,
  • установить контакт с учителями и другими учениками,
  • принимать участие в школьных мероприятиях,
  • заинтересовать одноклассников ребенка своей личностью (мальчиков привлекают рассказы об автомобилях, девочек – про отношения с парнями, стиль),
  • приглашать их в гости.

Не принимают никаких мер по защите ребенка те родители, которые сами оказались жертвой моббинга. Это определение означает психологическое насилие на работе со стороны сотрудников, с целью довести его до увольнения.

Когда ребенок становится жертвой физической агрессии, и ничто не может остановить обидчиков, пора писать заявление в полицию о насилии и халатности. Обычно такие меры останавливают обидчиков, и является для других буллеров примером того, чем чревато их поведение.

Помощь школы

Помощь школы

От позиции взрослых по отношению к травле зависит исход дела. Когда выявилась проблема, учителю необходимо провести беседу с агрессорами, оформить и раздать памятки. Для начала она пусть пройдет без директора. Детям следует объяснить, что чувствует жертва и такое недопустимое поведение приводит к тяжелым последствиям. На эту тему можно провести для профилактики классный час, в рамках него организовать психологические игры на сплочение участников коллектива.

Если ситуация тяжелая, одного такого мероприятия будет мало. На встречу иногда приглашаются психологи, родители. Рекомендуется к просмотру фильм «Чучело», где дети показывают, как отстаивают справедливость. В начальных классах можно использовать сказки.

Классному руководителю всегда нужно знать, что происходит в его классе, не списывать выходки подростков на их возраст и временные трудности. Он должен обращать внимание, какие подгруппы формируются в его классе, кто с кем дружит и какие складываются отношения. На педагогических советах не следует умалчивать о выявившейся проблеме. Вместе с коллегами найти пути борьбы проще. Можно предложить пройти тренинги, на которых учителей обучают купированию травли.

Таким образом, буллингом сейчас называют атаки агрессора на слабого человека, запугивание и унижение его с целью превозношения себя. Ребенок, которого травят в коллективе, нуждается в психологической поддержке. Родители – первые, кто может научить его взаимодействию с окружающими, поддержать его, дать совет.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий