Застревание в психологии

Слово «застрял» в русском языке имеет отрицательный оттенок. Застрять можно не только физически (в лесу, в болоте, в сугробе), но и психологически: «застрять в интересах, в возрасте». Термин этот придумал еще Фрейд. Что же это такое и как с этим быть?

Как считал Фрейд, и что стало теперь одним из постулатов общей психологии, застревание на какой-то определенной фазе становления психики приводит в дальнейшем к возникновению негативных явлений: неврозов и комплексов.

Согласно теории Фрейда, ребенок фиксируется на одной из стадий развития, связанной с удовольствием. Психотравма, случившаяся в этот период, накладывает на личность сильный отпечаток:

  • застревание на оральной фазе будет способствовать тому, что во взрослом возрасте он будет ждать поддержки и одобрения от окружающих,
  • на анальной фазе — скорее приведет к перфекционизму или повышенной импульсивности,
  • на фаллической стадии — приведет, согласно теории Фрейда, к повышенному вниманию к своему телу, часто выражающемуся в вызывающей манере одеваться. Женщины будут при этом стремиться к обольщению всех окружающих без разбора, а мужчины доказывать свою состоятельность победами в постели.

Сегодня теории Фрейда трактуются очень широко. Однако на приеме у психолога пациенты часто рассказывают про себя нечто такое, что заставляет поверить в психоанализ.

Пример из практики психолога

Игорю 28 лет, он пожаловался психологу, что все время ссорится с женой. Причина ссоры состояла в том, что, по мнению Игоря, жена неправильно воспитывала дочь и слишком много ей позволяла. Во время занятий с психологом Игорь припомнил, что в детстве его родители не позволяли ему заниматься приятными занятиями, так как считали их вредными. Ему даже не позволяли держать игрушки, которые давали другим детям. В результате занятий Игорь осознал, что пытается лишить свою дочь радостей жизни так же, как пытались его лишить этого родители. Игорь изменил тактику поведения и перестал ссориться с женой.

Застревание как вид акцентуации личности

Теория акцентуации — это определение в характере человека слабых мест. Карл Леонгард, знаменитый немецкий психиатр, считал, что акцентуации свойственны большому количеству людей и при определенных обстоятельствах способны привести к нервным срывам на «повторяющейся» почве (например, человек начинает волноваться во время экзамена, при общении с чиновниками). Акцентуированная личность выявляется при помощи специальных тестов.

Однако акцентуированный характер сам по себе не означает патологии. Отличия одного от другого сформулированы в работах Юлия Гиппенрейтер:

  • Акцентуированность проявляется не постоянно, а только в особых условиях (например, в школе, в больнице),
  • Не приводит к социальной дезадаптации, или же она бывает непродолжительной. При этом поводом для конфликтов или срывов становится не весь спектр проблем и сложностей (например, человек спорит только с продавцами в магазине или устраивает скандалы только в присутствии семьи),
  • Проявляясь особенно остро в подростковом возрасте, со временем акцентуации сглаживаются (например, в детстве подросток дерется, а потом, во взрослом возрасте, становится хорошим тренером по боксу).

Если знать такие слабые места характера, можно избегать слишком тяжелых нагрузок и сложностей везде: на работе, в семье.

Пример из практики психолога

Анне 25 лет. Она часто ссорится с коллегами и по этому поводу обратилась к психологу. Специалист расспросил ее о детстве. Выяснилось, что мать Анны всегда заставляла дочь поддерживать очень строгий порядок в комнате. В результате Анна стала очень педантичной, и ее очень раздражают люди, которые не строго соблюдают отведенный порядок. Вместе с психологом Анна проделала упражнения, которые освободили ее от необходимости постоянно контролировать порядок на чужих рабочих местах. В результате ее отношения с коллегами улучшились.

Застревающий тип акцентуации

Человек с застревающим типом акцентуации не может забыть обиды и постоянно пытается свести счеты со своими «обидчиками». Он несговорчив в быту и в профессиональной деятельности, причем, конфликты развязывает сам. К положительным чертам «застревающего» характера можно отнести повышенную жажду справедливости, принципиальность и устойчивые убеждения (это хорошо для профессий «юрист», «адвокат»). Отталкивающими качествами являются подозрительность, обидчивость, конфликтность.

Вообще, подозрительность — доминирующая черта, определяющая «застревающий» характер. Основана подозрительность на страхе: обмана, унижения, потери. Когда застревающие личности переживают обиду или другое сильное чувство, они не теряют по прошествии времени остроты ощущений: чувство ущербности может даже усиливаться, их чувства «болезненно ударяют в душу». Злопамятность при этом объясняется не злым умыслом, а устойчивостью переживаний, их малой способностью к движению.

Проявление в современных реалиях

Характерная особенность застревающих людей — особая, в своих крайних проявлениях — доходящая до патологии, стойкость определенных эмоций и аффектов. События, вызвавшие отрицательные эмоции, давно миновали, но сами эмоции сохраняются у такого человека очень долго. Если вдруг оказалось, что в чем-то произошло ущемление интересов таких личностей — этого они не забудут никогда. Поэтому их часто называют мстительными и злопамятными.

Обычно такие люди очень легко обижаются, их нетрудно задеть. Стойкость аффектов приводит к излишнему развитию честолюбия и самонадеянности. Часто их всецело поглощают мысли, связанные с «плохим отношением» к ним, «непорядочностью» окружающих, иногда приводя к образованию «сверхценных идей».

Так, например, человека может преследовать мысль о том, что ему изменяет жена. При этом фактов измены у него нет, но на подозрения он не скупится. Однако не все так плохо: роль, которая импонирует таким людям — это роль борца за справедливость. Честолюбие вполне может стать и положительным моментом, той движущей силой, которая ведет к трудовым и творческим успехам.

Несмотря на то, что застревающие личности не способны отвлечься от своих негативных эмоций, они отличаются высокой трудоспособностью и часто оказываются успешными, например, в юридической сфере.

Патологическая адаптация к травме

Термин «застревание» часто используется при работе с посттравматическим расстройством. Посттравматический стресс — естественная реакция на шоковую травму, как правило, связанную с угрозой собственной жизни или жизни значимых людей. Пережить такой стресс очень непросто: организм включает механизмы защиты, и нередко случается так, что реакция на стресс затягивается, и возникает посттравматический стресс (иногда называемое «афганским» или «чеченским» синдромом) — возникающее после травмы стрессовое расстройство, продолжающееся иногда не один год. Такую «неправильную» адаптацию к шоковой травме также принято называть застреванием.

Что происходит при таком состоянии? Развивается постоянная тревога, хроническая усталость, подавленность, болезни. Мышление человека не может выйти из замкнутого круга, перебирая раз за разом стрессовые события, нереализованные ожидания. При таком «застревании» у человека нарушен контакт с реальностью, он не может мыслить адекватно, а контактирует лишь со своей травмой, со своими переживаниями. И способа самому справиться с такой ситуацией, выбраться, взглянуть на нее со стороны, у человека просто нет. Такое состояние начинает со временем восприниматься как естественное и привычное, человек считает его нормальным. Если при этом он остается без помощи врачей, состояние усугубляется настолько, что возникают психиатрические заболевания и серьезное ухудшение качества жизни. Для выхода из этого состояния медицина катастроф и психотерапия предлагают специальные планы терапии, включающие в себя разбор защитных механизмов, приводящих к деструкции, наработку ресурсов, работу с психосоматикой.

Пример из практики психолога

К психологу обратился Сергей. Ему 29 лет. Он пожаловался на излишнюю раздражительность. Психолог стал расспрашивать его. Выяснилось, что в 10 лет Сергей попал в аварию: ехал в маршрутке, которая столкнулась с мусоровозом. Потом Сергей узнал, что шофер грузовика был нетрезв. Это обстоятельство до сих пор возмущает его: по его мнению, люди постоянно допускают преступную халатность, и Сергей пытается с ней бороться. Вместе с психологом они выработали план более спокойной жизни, которая не требует постоянного напряжения и борьбы с «врагами». Сергею стало легче.

Преодолей кризис

Рассматриваемый термин широко использует в своих статьях и лекциях популярный семейный психолог Павел Зыгмантович. Под этим термином понимается ситуация, при которой человек сталкивается с кризисом и не может его преодолеть. Происходит «застревание», остановка психологического развития человека в том психологическом возрасте, в котором произошел кризис, не позволяя ему развиваться дальше.

Нельзя сказать, что такое состояние случилось навсегда: нередко бывает, что текущие события или следующие кризисы выпихивают человека из застревания, и он, возможно и против своей воли, вынужден двигаться вперед. Но текущие ситуации должны быть при этом суровыми, вплоть до экстремальных, например, стихийные бедствия, боевые действия и тому подобное. «Застреваний» при этом может быть много, каждый кризис провоцирует у человека отдельное явление. Однако надо учитывать и то, что само понятие роста и развития человека предполагает это прохождение череды кризисов, так что такие «застревания» неизбежны.

Залипание и сложности с переключением внимания

Еще одна широко распространенная трактовка термина в популярной практической психологии. Застревание — это проблемы с внутренним монологом: психологическое состояние, при котором в голове прокручиваются тревожащие ситуации, оценки рисков, последствий, споры с самим собой и невозможность принять окончательное решение.

Или то же застревание, но касающееся какого-то события, уже случившегося, при этом прокручивание мыслей о том, что решение принято неверно, и как было бы хорошо, если бы оно было другим. Такие состояния сильно изматывают и снижают активность, поэтому оцениваются как негативные.

Существуют действенные психологические приемы, помогающие справиться с застреванием. Если в голове прокручивается уже случившееся событие, решений по которому принимать уже не надо, достаточно запланировать себе определенное время на такое переживание, отметив его на календаре. То есть, буквально так: сегодня с 22:30 до 23:00 я переживаю по поводу своего неудачного собеседования. Как правило, когда приходит «час икс», переживать уже не слишком и хочется.

Если же «застревание» касается выбора, который нужно сделать прямо сейчас, то есть техника, практикуемая еще японскими самураями: если решение не может быть принято за 7 вдохов, значит самурай к нему не готов. Так что, считаем до семи, и… либо решаем, либо отставляем выбор в сторону.

С точки зрения понимания мира

Еще одну трактовку можно найти у Ричарда Бендлера, американского психолога, одного из основателей НЛП. По его мнению, существует застревание на определенном способе понимания мира, когда другие способы оказываются недоступны по каким-то причинам. Это явление — основная причина таких болезненных состояний, как:

  • повышенная серьезность,
  • уверенность в собственной правоте,
  • осознание собственной важности.

Если что-то приобретает слишком большую важность, все остальное эту важность теряет, и, тем самым, важность является способом оправдать любое свое поведение и качество. Поэтому с чувством своей правоты приходится иногда и бороться.

Как бороться с застреванием

Людям, которые постоянно психологически «застревают», психологи рекомендуют следующие вещи:

  1. Постоянно общайтесь с новыми людьми: расспрашивайте их как можно больше об их жизни. Сравнивайте их поведение со своим.
  2. Общайтесь с детьми. Это даст вам возможность научиться непредвзятому взгляду на мир.
  3. Влюбляйтесь или просто позволяйте себе испытывать эмоции. Это будет вас раскрепощать и даст вам возможность, как говорят психологи, «вентилировать» свои чувства.
  4. Побольше читайте и усваивайте новую информацию. Это позволит вашему мозгу постоянно упражняться.
  5. Занимайтесь физкультурой. Гибкое тело позволяет делать гибким мышление.
  6. Старайтесь мыслить позитивно и находить оправдание поступкам людей.

Пример из практики психолога

Евгений работает учителем в школе. Ему 39 лет. Он стал замечать за собой, что стал более злопамятным, постоянно прокручивает в голове то, что сказал ему завуч. На консультациях с психологом Евгений признался, что мало отдыхает, так как ему приходится много работать: его цель — выиграть конкурс среди учителей. Вместе с психологом он понял, что накопившаяся усталость как раз и привела к застреванию в жизни. Новые установки позволили ему отказаться от чрезмерных целей.

Автор: Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий