Зачем нужно знать темперамент ребенка?

Вам, наверно, не раз приходилось наблюдать, как по-­разному реагируют разные дети на одну и ту же самую ситуацию.

Лучше всего это видно в песочнице или в детском коллективе, предоставленном самому себе. Вот кто­-то безутешно и долго плачет от того, что у него отобрали игрушку, кто-­то спокойно переключается на что-­то другое, ничье, кто-­то дает сдачу и пытается забрать игрушку назад, или ищет маминой помощи и поддержки ­- но в любом случае ведет себя активно. А кто-­то, быстро дав сдачу, сам отбирает игрушку у другого малыша.

Люди, не принимающие во внимание такое понятие как темперамент, сразу бросаются обвинять ребенка или его маму в том, что ребенок ведет себя не подобающим образом. Хотя, изредка, кто-­то может и удивиться, как прекрасно малыш реагирует, какой он воспитанный. А мама либо гордится, либо чувствует вину за свое воспитание ребенка. И хотя мне очень нравится, когда мамы своими детьми гордятся, но должна заметить, что в возрасте до 3­5 лет, пока ребенок хоть в малой степени не научится владеть собой и своими эмоциями, мамино воспитание имеет малый внешний эффект.

В критических ситуациях, коей является и конфликт в песочнице, и спор из­-за проигрыша-выигрыша, и соблюдение очередности в игре, и поведение в самых разных ситуациях общения ребенок действует в первую очередь на основании врожденных свойств нервной системы. И если взрослому, в какой-­то мере, подвластно владение собой и есть возможность остановить себя, то у ребенка такой возможности нет или почти нет. Просто в силу незрелости его психических процессов.

То есть, ребенок (во всяком случае маленький ребенок) будет действовать либо быстро и стремительно, либо спокойно и невозмутимо, либо быстро успокоится, либо будет долго переживать. И все это вне зависимости от того, как его воспитывают и что от него хотели бы взрослые.

И что бы мама не говорила, малыш в следующей стычке все равно среагирует точно так же, как в прошлый раз. Либо с очень незначительными изменениями. Это происходит из­-за того, что у каждого из нас есть врожденная характеристика личности, которая называется темпераментом.

Темперамент определяет то, как быстро и бурно мы реагируем на события, в каком ритме и насколько интенсивно их проживаем, а также то, как быстро и в каком состоянии души мы из этих событий выходим.

Принято выделять 4 типа темперамента:

  • Меланхолик,
  • Флегматик,
  • Сангвиник,
  • Холерик.

4 типа темперамента у детей

Меланхолик -­ слабый тип нервной системы, отличающийся слабыми процессами возбуждения и торможения. Его реакции могут быть сильными, но при этом инертными, протекающими медленно или даже очень медленно.

Флегматик -­ сильный тип нервной системы. Это тип, при котором скорость реакций не очень быстрая и скорее инертная, а человек (ребенок) отличается уравновешенностью и спокойствием. Длительность реакций ­ скорее медленно, чем быстро, а сами реакции могут быть достаточно сильными.

Сангвиник -­ сильный тип нервной системы. Реакции сангвиника, как правило, сильные, уравновешенные и легко подвижные. Сангвиники отличаются живостью и высокой скоростью прохода через реакцию.

Холерик ­- сильный тип нервной системы. Обычно люди, обладающие этим темпераментом, склонны даже к чрезмерно сильной реакции. Они неуравновешенны, безудержны, у них преобладают процессы возбуждения над обычно слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

В следующих статьях мы обсудим более подробно особенности каждого типа темперамента. Но сейчас мне бы хотелось сказать несколько слов о том, почему я уделяю столько внимания темпераменту.

Дело в том, что от темперамента ребенка (и родителей,­ воспитателей) во многом зависит эффективность взаимодействия с ребенком. Если Вы будете настаивать на спокойных и вдумчивых реациях у ребенка­-холерика, то скорее всего потерпите неудачу. Точно также, как если будете настаивать на быстром переключении от одного дела к другому у ребенка-флегматика. От ребенка-меланхолика бессмысленно ожидать оптимистичного и юмористичного взгляда на жизнь. А сангвиник вообще все быстро забывает, легко дает обещания и сам тут же переключается на что-­то иное.

Зная эти особенности и понимая их, отдавая себе отчет в том, какой у вас ребенок, вы очень сильно облегчите себе жизнь. А если вы будет еще и точно знать, каковы особенности вашего темперамента, будете знать и учитывать темперамент супруга ­- жизнь в вашей семье может стать намного гармоничнее и спокойнее.

Ведь мама, проводящая много времени с ребенком,­ сангвиник и ребенок -­ сангвиник, то они скорее всего будут прекрасно понимать друг друга. Маме будет более менее легко принять тенденцию то к относительно быстрой смене деятельности, то к зависанию на некоторых темах.

Но если мама ­ выраженный флегматик, то для нее ребенок холерик может стать настоящим испытанием. Это нужно знать и отдавать себе отчет. И стараться стоить жизнь, исходя из этих знаний.

Обратите внимание, что темпераменты в чистом виде почти никогда не встречаются, как правило, они перемешиваются с соседями в той или иной комбинации. Так сангвиник может быть с примесью холерика или флегматика, флегматик ­ с примесью сангвиника, а порой чертами меланхолика и т.д.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий