Значение эмоций в жизни человека невероятно высоко. Оказывается, что эмоции являются полезным инструментом, который можно активно использовать. Было доказано, что низкий градус эмоций вносит дезорганизацию, а высокий – приводит к стремительному истощению.
Для каждого человека работают основные настройки эмоций, однако вы можете организовать их под себя, создать оптимальные режимы. Давайте посмотрим, как это работает, какие четыре основных закона действуют в этой области.
Первый принцип
Чем выше эмоциональное возбуждение, тем качественнее человек выполняет свою работу. Эффективность действий возрастает. Постепенно эмоциональное возбуждение доходит до своего пика, который также известен как оптимальное эмоциональное состояние. Затем, если эмоциональное возбуждение продолжает расти, то эффективность выполнения работы снижается. Это подтверждается законом Йеркса-Додсона. Он гласит, что существует оптимальный эмоционально-мотивационный уровень, к которому необходимо стремиться. Если эмоции превосходят эту планку, то у человека пропадает желание обучаться, он заинтересован только в результате. Появляется страх не получить этот результат. Слишком сильные эмоции становятся вашим врагом, они влияют на появление деятельности другого рода, концентрируют ваше внимание не на том, что нужно в данный момент.
Второй принцип
Этот принцип, объясняющий влияние эмоций на человека, вытекает из закона силы И. П. Павлова. Закон гласит, что возбуждение может перейти в запредельное торможение, если на организм воздействуют сильные раздражители.
Один из наиболее сильных раздражителей – это волнение. Всем нам знакома ситуация, когда из-за волнения мы не можем сосредоточиться на выполнении работы, забываем элементарные вещи, которые ранее не вызывали сложностей. Например, первый полет курсанта летного училища будет проходить под строгим контролем командира, который озвучивает все действия по посадке самолета. Хотя курсант отлично знал всю процедуру, но из-за волнения все забыл. Деструктивное влияние может оказывать и радость. Слишком сильная радость от предстоящей победы может повлиять на выступление спортсмена, и он покажет худший результат, чем мог бы показать.
Второй принцип не так прост, здесь есть ряд оговорок. Высокий уровень возбуждения положительно сказывается на выполнении простых действий. Человек бодрится, перестает быть вялым и пассивным. Средние по сложности дела должны сопровождаться средним возбуждением. А при выполнении серьезных задач стоит снизить влияние эмоций на деятельность человека, чтобы сделать их хорошо.
Если вы ощущаете высокий уровень возбуждения, то лучше не приступать к сложным заданиям. Переключитесь на то, что не требует серьезной мозговой деятельности. Уберитесь на столе, приведите в порядок бумаги. В спокойном состоянии стоит обратить внимание на более сложные дела. Так можно достичь максимальной концентрации внимания и эффективности.
Иногда повышенное возбуждение возникает во время трудового или учебного дня, когда необходимо выполнять сложные задачи. В этом случае нельзя стимулировать тревожность или напряжение. Постарайтесь снять перевозбуждение. Можно ненадолго переключиться на более простые действия, пошутить, использовать жесты поддержки, чтобы снять влияние эмоций.
Третий принцип
Чем выше эмоциональное напряжение, тем хуже мы делаем выбор. Очаги возбуждения приобретают силу, они начинают доминировать над памятью. Так мы перестаем видеть правильные решения. Интенсивные эмоции заставляют игнорировать контраргументы. Человек считает себя абсолютно правым.
Четвертый принцип
Этот принцип сходен с правилом движения по реверсивной полосе. Существует две группы эмоций. Первая – активные, положительные эмоции человека, также называемые стеническими. Сюда относятся те чувства, которые благоприятно влияют на организм, например, восхищение, радость, удивление. Вторая группа – это пассивные эмоции, также называемые астеническими. Скука, грусть, апатия, стыд. Они негативно сказываются на жизненных процессах нашего организма. Обе группы эмоций работают по принципу одностороннего движения.
Работа стенических эмоций происходит следующим образом. Если человек испытывает радость или удивление, то его мозг и другие органы получают дополнительное питание из-за расширения кровеносных сосудов. Человеку несвойственна усталость, наоборот, он старается больше работать, находиться в движении. Нам знакома эта ситуация, когда радость вынуждает бегать, кричать, прыгать от восторга, громко смеяться и сильно жестикулировать. Мы ощущаем дополнительную энергию, силу, которая заставляет нас двигаться. Радостный человек чувствует прилив бодрости. Более того, расширение кровеносных сосудов стимулирует мозг на продуктивную работу. У человека могут возникнуть яркие и неординарные идеи, он быстрее думает и лучше соображает. Во всех областях наблюдается положительная роль эмоций в жизни человека.
Прямо противоположное влияние эмоций на человека наблюдается при астенических эмоциях. Кровеносные сосуды сужаются, из-за чего внутренние органы и, самое главное, мозг испытывают недостаток питания, анемию. Грусть (или другие астенические эмоции) стимулируют бледность кожи, снижение температуры. Человек может чувствовать озноб, затруднение дыхания. Естественно, что качество умственной деятельности снижается, возникает апатия и вялость. Человек теряет интерес к выполнению задач, медленнее соображает. Астенические эмоции провоцируют усталость и слабость. Появляется желание сесть, так как ноги перестают держать. Если пассивные эмоции оказывают долгосрочное воздействие на организм, то и все жизненные процессы начинают испытывать их негативное влияние (может возникнуть депрессия, выйти из которой не всегда просто).
Правило одностороннего движения, о котором говорилось выше, работает в случае однозначных эмоций. У этого правила есть незначительные исключения. Но 90% однозначных эмоций могут либо снизить человеческий потенциал, либо увеличить его.
Но влияние эмоций на деятельность человека не может быть настолько простым. Существуют также неоднозначные эмоции, которые и выступают в качестве полос с реверсивным движением. Они могут обладать разной направленностью, от которой зависит, будет ли влияние на организм благоприятным или отрицательным.
Лучше понять принцип работы поможет такая эмоция как гнев. Если гнев используется в качестве психологического влияния на окружение, то эффективность работы группы и ее равновесие разрушаются. Изменяются эмоции и поведение человека в группе. Зато гнев может стимулировать внутреннюю силу человека, что наоборот, повышает эффективность его работы.
Гнев может оказывать положительное воздействие на конфликтные ситуации, когда они развиваются медленно. Он стимулирует появление разногласий, которые ранее не появлялись, не были обговорены. Гнев обостряет конфликт, что ведет к его разрешению. Поэтому эмоции человека можно распределить по следующим группам:
- однозначные эмоции, положительно влияющие на деятельность,
- однозначные эмоции, отрицательно влияющие на деятельность,
- неоднозначные эмоции, оказывающие двойственное влияние в зависимости от их направленности.
Эмоция как ускоритель
Влияние эмоций на деятельность человека может существенно повышать ее эффективность. За это отвечают разные эмоции. Воздействие оказывается не только на интеллектуальную сферу, но и на остальные области жизни. В группу эмоций, положительно сказывающихся на деятельности, можно отнести:
- Принятие. С принятия начинается доверие. Доверие проецирует защищенность и веру в человека, мнение или ситуацию. При наличии доверия мы можем полностью положиться на другого, избавить себя от необходимости контроля, от изучения определенного вопроса.
- Доверие. Доверие становится причиной появления многих эмоций, некоторые из них полярные. Например, доверие может стимулировать и любовь, и ненависть. Может стать причиной возникновения разных состояний – и комфорта, и стресса. Атмосфера доверия является благоприятной, однако само это чувство не является мотивацией. Обычно начало работы над многими проектами начинается с принятия и доверия. Они соседствуют с эффективностью деятельности. Чем ниже доверие, тем ниже эффективность. Его наличие определяет внутреннюю атмосферу в любом коллективе. Наблюдается положительное влияние эмоций на деятельность человека.
- Ожидание. Ожидание связано с нашими представлениями о результате. Оно возникает еще до того, как появился результат, выражает эмоцию предвосхищения. Ожидание имеет большую силу, чем принятие и доверие. Оно стимулирует деятельность человека, он готов к выполнению любой работы, которая будет направлена на достижение желаемого результата.
- Радость. Эта положительная эмоция вызывает ощущения удовлетворения и активности. Она появляется весьма стремительно, часто граничит по силе с аффектом. Человек ощущает радость, когда получает желанный или приятный подарок, новость и так далее. Творчество сильно связано с радостью и с интересом. Эти эмоции в совокупности настраивают нас на конструктивный и продуктивный творческий процесс. Даже если радость не имеет отношения к рабочему процессу, положительное влияние этой эмоции может перейти на деятельность, увеличить ее эффективность. Радость – это сильный стимул, большим по силе будет только удивление.
- Удивление. Эта эмоция вызвана сильным впечатлением от необычного или странного предмета или события. Часто удивление называют эмоцией, отвечающей за очищение каналов, т.к. именно оно готовит нервные пути к активности, освобождает их. С помощью удивления мы можем выделить и отметить что-то новое и необычное для нас. Человек отличает старое от нового, стимулирует внимание к нетипичной ситуации, заставляет провести ее анализ. Так повышается эффективность умственной деятельности, так как мозг хочет полностью изучить явление или событие, которое побудило в нем удивление.
- Восхищение. Восхищение возникает на небольшой промежуток времени. Иногда это чувство путают с восторгом. Отличие заключается в направленности – восхищение появляется к определенному человеку или предмету. Из всех описанных эмоций восхищение является самой сильной. Она существенно влияет на активность и деятельность, заставляет работать на получение результата. Если человек чувствует восхищение, это значит, что он видит определенное положительное качество. Когда подчиненные следят за ведением успешных переговоров, они стараются достичь тех же высот, которых достиг их руководитель. Когда проект восхищает его участников, то увеличивается их ответственность за результат. А если восхищение соседствует с интересом, то этот симбиоз уже становится верным рецептом успеха.
Разобравшись и поняв, как эмоции влияют на нашу деятельность и жизнь в целом, можно научиться их контролировать. Развитие эмоционального интеллекта – один из этапов в построении внутренней гармонии и серьезный шаг на пути к большому успеху.