В чем потребности наших детей?

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся» Слова этой незатейливой песенки последней трети двадцатого века рисуют схему создания обычной, среднестатистической семьи. Ведь согласно всем правилам и канонам, после первой встречи следует период знакомства, появления симпатии, начала любви. Молодые люди, будучи уверенными в своих чувствах, идут в ЗАГС и играют веселую свадьбу. А после – настоящая жизнь только начинается, особенно, когда появляется розовощекий малыш. Это маленькое чудо способно перевернуть все представления о чем-либо, ведь именно ребенок становится смыслом жизни обоих родителей.

Мамин сын или папина дочь?

С самого рождения малыша, мама и папа, разглядывая каждый миллиметр его тела, каждый пальчик, каждый ноготок, каждую волосинку, стараются понять: на кого же он (или она) похож? И начинается вполне естественный «дележ» – ушки папины, зато глазки мамины, носик бабули, подбородок дедушки. Прогнозировать и высматривать можно долго, но природа и генетика уже внесли свой весомый вклад всего лишь двумя составляющими доминантными и рецессивными генами. Какое генетическое «макраме» уже сплетено у новорожденного, трудно сказать сразу, тем более, что повлиять на узоры характера практически невозможно.

молодая семья

Многие специалисты-психологи уверены: чувства радости и нежности, гордости и умиления, которые «включаются» у родителей, заметивших, что малыш на них похож, очень нужны и важны для того, чтобы как можно скорее включились инстинкты – материнский и отцовский (особенно это касается пап, которые начинают общаться с ребенком, когда тот уже научился ходить и говорить, с ним можно даже поиграть в футбол, а до этого времени вся забота и уход ложится на маму). Схожесть малыша и родителей оказывает большую роль в ощущении себя самой настоящей семьей, а это немаловажно, как ни крути.

Совершенно не нужно расстраиваться, если у ребенка с взрослением никак не определятся похожие с родителями черты, ведь у них с малышом есть очень много общего. Достаточно только внимательно присмотреться. Кроха может выпятить губку, когда обижается или поворачивать голову под определенным углом, когда хочет что-то рассмотреть, может, смеясь, прищуривать глазенки или умилительно морщиться, когда лизнет лимон. И это не мистика. Малыши легко могут перенимать выражение лиц, когда наблюдают за мамой и папой.

Характер малыша хоть и формируется из трех составляющих: генетики, воспитания и отношений с окружающими людьми, но главенствующая роль принадлежит генам. Хоть черты характера можно увидеть довольно рано (например, как малыш ползет к игрушкам или догоняет кота), спрогнозировать их очень сложно.

В том же генетическом букете передаются склонности к музыке, рисованию или танцам, цветовые, вкусовые, ароматические симпатии, любимые блюда.

Противоположные взгляды, но равная ответственность

Одним из важнейших качеств хороших родителей является ответственность. Когда крошка появляется на это свет, он абсолютно беззащитен и беспомощен и именно мама и папа ответственны за его жизнь и за его здоровье. Несмотря на то, что наше общество установило некий круг родительских обязанностей, многие родители сами знают, что будет лучше для их малыша, у них срабатывает родительский инстинкт, который подает сигналы о том, как поступать, чтобы каждое действие было во благо ребенку.

Ответственность родителей перед их ребенком простирается не только на уход за ним, кормление, заботу о его иммунитете и безопасности. Она касается развития малыша, его обучения, воспитания, материального обеспечения и их ежечасного отношения к малышу, умения правильно разделить обязанности между членами семьи, придерживаясь одного тона в вопросах решения важных проблем.

Какова система ценностей родителей, их стиль жизни и взгляды, такой и будет понимание ответственности. Родители-моржи с удовольствием будут брать ребенка с собой на зимние купания и не поймут тех, кто в холодное время года будет кутать деток в теплые шарфы и костюмы.

Частенько в само понятие ответственности мужчина и женщина вкладывают диаметрально противоположный смысл. Мужчина выступает в роли добывающего мамонта самца, а женщина – охраняет семейный очаг. То есть, мужчина уверен, что ему достаточно обеспечить семью материально, а вот создавать уют в доме и воспитывать малыша – это прерогатива женщины.

Родители обязаны следить за своими поступками и своей речью, ведь личный пример очень важен для воспитания ребенка. Достаточно тяжело объяснить 12-летнему ребенку, что к старшим, особенно к пожилым людям, следует относиться с уважением, если в семье принято ни в грош не ставить мнение стариков. Вряд ли сразу ребенок поймет, что спиртное вредно, если он практически каждый вечер видит папу на диване с бутылкой отнюдь не «Буратино».

«Ребенок учится тому, что видит он в своем дому»

С момента появления на этот свет, крошка видит рядом с собой маму и папу и считает их центром Вселенной. Он очень быстро запоминает их голоса, их лица, узнает их среди других взрослых, а чуточку повзрослев, начинает их копировать.

Если родители хотят вырастить своего сына или дочь достойными людьми, они должны быть для них примером во всем.

С самого младенчества крохи должны купаться в добрых, нежных, искренних отношениях. Только от мамы и папы можно получить ту основу жизненных ценностей, которая будет сопровождать человека всю жизнь. Кроме родителей будут и воспитатели в садике, и учителя в школе, одноклассники и коллеги на работе. Но именно родители обязаны с детства прививать малышу главные понятия о том, что является правильным, а что неправильным.

То, как родители ведут себя дома и в обществе, какие совершают поступки – это происходит на глазах у ребенка. Если взрослые хотят добиться уважения от своего чада, нужно стать для него авторитетом, причем с самого детства. В ситуации, когда поведение родителей далеко от совершенства, ребенок может повторить их путь. Надо всего лишь не быть для своего малыша отрицательным примером, и тогда спустя годы, у родителей будет замечательный повод для гордости.

Развиваемся, действуя

Согласно утверждениям большинства психологов, малыш получает развисемья на моресемья на моретие только тогда, когда он включен в самые разные сферы деятельности. Занятия должны быть разными на каждый возраст. По мере взросления происходит и смена типов деятельности. Сначала малыш овладевает формой общения, способами действия со своими игрушками и предметами обихода, постепенно учится ориентированию в мире вещей, которые его окружают. Главные качества человека приобретены малышом именно в этот период: они учатся говорить, ходить, действовать, у них выстраивается некое отношение к людям, предметам, различным явлениям природы. Если малыш не умеет общаться со взрослыми, не знает самые важные особенности предметов, ему будет очень трудно переходить к играм. С увеличение жизненного опыта крохи предметная деятельность может не сменить игру. Именно игра для дошкольника самая важная деятельность малыша. Как она повлияет впоследствии на воспитание и психическое развитие крохи будет зависеть от мамы, папы и всех взрослых, которые его окружают.

Встречаются родители, считающие, что во имя избегания большой избалованности малыша не следует проявлять к нему видимую любовь. Но на деле выходит так, что не закомплексованная личность вырастает, когда малыш постоянно чувствует настоящую, крепкую, искреннею любовь мамы и папы. При ее отсутствии он вырастет замкнутым и агрессивным. Если же с детства малыш чувствует любовь родителей, то, вырастая, он уверен в том, что в его собственной семье должны царить такие же хорошие и добрые отношения.

Диалоги с малышом

С первого мгновения жизни ребенок начинает с мамой самый настоящий диалог, в котором он участвует жестами и мимикой. Такое общение имеет важное значение для его развития. Малышу нужно слышать голос мамы, он быстро учится узнавать его, тон, с которым мама произносит слова, доносит до него всю ее нежность, одобрение, любовь. Малыш, получая эти эмоции, чувствует, что он под маминой защитой, что вокруг него – мир. К тому же, такое общение с крохой подготовит его к умению разговаривать.

С ребеночком надо общаться как можно больше, обо всем ему рассказывая. Каждое свое действие лучше комментировать – мама его кормит, купает, приносит ему погремушку, рассказывает о том, куда они сегодня пойдут гулять. Для любого крохи мамин голос как сладкая музыка, поэтому нельзя допустить ни одной фальшивой ноты, лучше, когда тон будет дружелюбным, слова – ласковыми. Говорить с ребенком любого возраста лучше тихим голосом, как бы успокаивая его. С грудничком даже жесты должны быть неспешными.

разговор с малышом

Употребление бранных слов при ребенке или в разговоре с ним недопустимо! Если малышу 2-3 лет рассказывать, например, о птичках, совершенно необязательно читать лекцию о том, чем соловей отличается от дятла, достаточно объяснить, как они называются, у них есть крылышки и они умеют летать.

Когда малыш начинает произносить свои первые слова, не надо заставлять его учить все новые и новые. Он может замкнуться в себе и не произносить то, что уже умеет, ведь речевые навыки у каждого крохи развиваются индивидуально. Когда малыш становится постарше, диалоги станут взрослее и серьезнее. Родители должны набраться терпения и постараться в доступной форме отвечать на вопросы маленького почемучки, а впоследствии и самим задавать ему вопросы, чтобы ребенок учился размышлять и находить правильные ответы.

Разговаривать с малышом надо постоянно. Так он учится новым словам, понятиям, действиям, временам года, а взрослые окунаются в детство и наслаждаются этим незабываемым моментом.

О чем думают детишки?

Чтобы понять мысли ребенка, достаточно вспомнить себя в детстве. Тогда многое становится понятным. Даже то, что у малышей своеобразное представление о мире, которое остается неподвижным, даже когда родители растолкуют то, что есть на самом деле. Частенько крошки придумывают себе волшебный мир и «переселяются» туда. Родителям не стоит беспокоиться – такие придумки развивают воображение. Детки доверяют своим родителям, поэтому тем надо быть осторожными в словах. Поскольку мнение старших имеет огромное значение для малыша, любое замечание может его задеть, а глубокая обида может проявиться через много лет в психологической проблеме.

Малыши способны оживлять неодушевленные предметы. Например, могут с теплотой относиться к ковру, потому что на нем так удобно ползать и бояться кресла, потому что когда-то набили о него синяк. Ковер становится добрым другом, а кресло – злодеем. Могут бояться темных шкафов или кладовок, но испытывая страх, они туда идут.

фантазия ребенка

Детскому мышлению свойственна нелогичность. Они впитывают впечатления о природных явлениях и о мире в целом, как бы составляя картинку. Но о причинах явлений они не задумываются. Поэтому среди малышей так много почемучек. Взрослым лучше расспросить малыша, что и почему он думает по какому-то поводу, а потом отвечать на его вопрос, ведь размышления  ребенка бывают достаточно интересными и необычными.

Поскольку детское мышление не организовано, задача родителей научить его планировать, действовать рационально и по пунктам. Если кроха хочет нарисовать картинку, можно задать ему вопросы – что для этого потребуется, какие инструменты будут нужны, какие цвета он будет использовать?

Взрослым можно поступить и гораздо проще – спросить у малыша, какие мысли живут в его голове. Ответ может искриться необычайной фантазией и интересными идеями. Родителям остается радоваться тому, что они могут опять побывать в детстве, поразмышлять, как много лет назад, прикоснуться к миру собственного малыша.

Вечернее чтение, как семейная традиция

Чтобы в каждой семье формировалась добрая и развивающая среда, строительным камнем может стать домашнее чтение. Читая с малышом, мама благоприятно воздействует на то, чтобы у него не ослабевал интерес к жизни, чтобы он понимал и ценил любовь родителей к себе.

семейное чтение

Ежевечернее времяпрепровождение с книжками способствует возрождению семейного ритуала, что позволяет крохе прийти в себя после веселых игр, подготовиться ко сну. Взаимоотношения в семье становятся все крепче, а между малышом и родителями связующая нить становится прочнее. Благодаря чтению происходит стимуляция детского воображения и интеллекта, формируется гармоничная личность, ведь в процессе знакомства с героями сказки малыш учится понимать речь, анализировать, размышлять, испытывает разные чувства и эмоции.

Родители, читая малышу самые разные сказки, стихи, рассказы, очень корректно и аккуратно направляют его психологическое и духовное развитие. Можно вовлечь малыша в разговор и обсудить прочитанные странички, вместе рассматривать яркие картинки, придумывать истории по ним, задавать ребенку вопросы и получать ответы. Истории лучше выбирать с поучающим сюжетом, тогда чтение будет учить добру и дарить удовольствие. Малыши научатся бережно относиться к каждой книжке. Само воспоминание о таких вечерах взрослые детки хранят всю жизнь, они надолго запоминают героев волшебных сказок и свои впечатления.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий