С появлением малютки, в семье появляется множество вопросов по теме становления личности ребенка, его развития, формирования мыслительных процессов.
В данной статье я поделюсь с вами опытом выдающихся педагогов о правильном развитии речи малыша. Ведь регулярное выполнение упражнений для развития речи – это верный путь к достижению показателя того, что ребенок будет развиваться правильно.
Часто случается, что детки одного года начинают расстраиваться и плакать, что их речь не понимают взрослые. Для этого вам рекомендуем ознакомиться с мотивирующими словами, которые важно говорить детям.
- Для детей 1 – 2 лет
- Игры потешки
- Простые упражнения
- Найди части дела
- Для детей 2 – 3 лет
- Изучаем предметы окружающего мира вместе
- Знакомимся с иллюстрациями
- Звуковые обозначения
- Повторение звука
- Для детей 3 – 4 лет
- Артикуляционная гимнастика
- Найди фрукт, овощ
- Мягкий и твердый предметы
- Для детей 4 – 5 лет
- Пересказ сказок
- Игра в слова
- Кукольный театр
- Для детей 5 – 6 лет
- Бросаем мяч
- Для детей 6 – 7 лет
- Упражнение «Назови ласково»
- Упражнение «Что лишнее
- Упражнение «Множество или один»
- Упражнение «Самое короткое»
Для детей 1 – 2 лет
В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:
- Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
- Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
- Выражение эмоционального состояния интонацией.
- Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
- Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.
Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет.
Деткам, которые еще не могут самостоятельно стоять или ходить понадобится помощь взрослых. Данные игры не только благоприятно скажутся на речевом строе крохи, а также укрепят мышцы тела.
Игры потешки
Тая, ручками потряси, (Трясем руками) А также ладошками помаши. (Машем)Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы)Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам)Потопаем ножками. (Топаем)Похлопаем ручками. (Хлопаем)Топнем правой ножкою. (Топнем)Топнем левой ножкою. (Топнем)И пойдем плясать в присядСловно стайка гусят. (Ходим на корточках)Вот так топаем ножками (Потопали)Топ – топ, топ – топ.Вот так похлопаем ручками (Похлопали)Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп. Вот так покачаем головойОй – ой, ой – ой.Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки)Высоко – высоко.Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки)Низко – низко.Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки)Высоко – высоко.Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки)Низко низко. Ворона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша)Кашку варилаДетишек кормила.Этого – накормила (Загибаем большой палец)Этого – накормила (Загибаем указательный палец)Этого – накормила (Загибаем средний палец)Этого – накормила (Загибаем безымянный палец)А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик)Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.
Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка)Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок)Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок)И качу побыстрей (Катим снежок)Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)
У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке)Раз, два, три, четыре, пять.Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте)Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам)Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону) Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками)Нас с собою в лес возьми.Сладким медом накорми!Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик)С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный)С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний)С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный)Серых уток созываешь.С этим – мимо пробегал (Трогаем большой)И в канавку забегал. (Проводим между большим и указательным)
Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди)Ты откуда вдруг возник? Я бывал в гостях у братьевОтдохнул там с благодатьюС этим – на рыбалку ходим,С этим – хороводы водим,С этим бегаем с утра, С этим – весело всегда.
Простые упражнения
Детям, которые только учатся произносить звуки помогут специальные упражнения для развития речи, которым необходимо уделять в день 15 – 20 минут:
1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.
Удивление: «ОХ!»
Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»
Огорчение: «ЭХ!»
2. В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.
Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.
3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.
4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.
5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.
6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.
7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:
Как просит кушать собака? АВ – АВ.
Покормим собачку. Как кушает собака? НЯМ– НЯМ.
Логоритмические распевки Жуки, Хитрая лисаи т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.
Найди части дела
Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить. При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево, направления: внизу, вверху.
Образец развивающей песни для малышей Лево-право в видео:
Для детей 2 – 3 лет
Специалисты установили норму слов, которую должны знать малыши, достигшие двух лет. Принято считать, что у чад данного возраста в словарном запасе должно быть около пятидесяти слов.
Безусловно, каждый маленький человечек рождается со своими индивидуальными особенностями. Одни начинают говорить раньше, другие позже. Но все сводится к тому, как родители подойдут к вопросу о формировании речевого строя детишек.
Существуют определенные правила упражнения, которые необходимо осуществлять в развитии речи у детей 2 – 3 лет:
Изучаем предметы окружающего мира вместе
В процессе совершения каких – либо действий, обязательно описывайте все происходящее. В этом возрасте маленькие люди впитывают в себя всю информацию, как губки, активно познают мир. Стараются до всего дотронутся, прочувствовать на ощупь.
Главное правило родителей – давать описание всем действиям малыша. Если тот взял в руки предмет, обязательно произнесите его название, опишите внешние характеристики. Хвалите за проявление любой активности в поведении крохи. Заостряйте внимание на том, что он делает.
Знакомимся с иллюстрациями
Существует множество книжек с красочными, яркими изображениями. Они помогут сформировать представление крохи об окружающем мире, повысить словарный запас. Приобретайте книги для самых маленьких. Показывайте иллюстрации ребятам, задавайте вопросы по картинкам. «Как может собака? – АВ – АВ». Изучая животных по картинкам старайтесь увидеть их и в реальном мире. Обязательно сконцентрируйте внимание чада на том, что этот зверь живой, а этот нарисован в книге.
Звуковые обозначения
Любые действия, которые выполняет карапуз, старайтесь выделить звуками. При хлопках в ладоши, повторяйте «ХЛОП – ХЛОП». При топанье ножками: «ТОП – ТОП». Мячик стучит: «БУМ – БУМ». Произнося различные звуки кроха со временем осознает, что каждое действие влечет за собой определенное звучание.
Повторение звука
Карапуз, воспроизводит звуки, попросите произнести их еще раз, закрепить полученное умение. Пример: «Как мычит корова? – «МУ». В случае непонятного высказывания со стороны маленького человечка, повторите его за ним. Это поможет побудить малыша произнести слово правильно. Не забывайте поощрять крошку за успехи и старания.
А ещё веселее изучить и угадывать звуки в песне про синий трактор и сочетать с танцевальными движениями, как в видео:
Для детей 3 – 4 лет
Для детей возраста трех – четырех лет характерны знания не только существительных, глаголов, но и наречий: тут, там. Могут составить предложение, состоящее из 3 – 4 слов. Речь должна быть грамотна, без дефектов. В норме правильное произношение свистящих, как в начале, в середине, так и в конце слова и когда встречаются две согласные со стечением.
Артикуляционная гимнастика
Мышцы языка должны быть в определенном тонусе для произношения звуков потому, что для свистящих звуков язык должен упираться в нижние зубы. Для шипящих, а также «р», «л», он должен занимать верхнюю позицию.
- Упражнение горочка для свистящих
- Упражнение маятник.
- Дуем в стакан с водой через трубочку.
У детей 3 – 4 лет поверхностная диафрагмальное дыхание. Поэтому одна из главных задач – работа над дыханием.
Найди фрукт, овощ
Игры и упражнения, направленные на произношение фруктов, овощей, ягод помогут не только научить правильно называть слова, но и существенно увеличат словарный запас дошкольников за счет описания внешности плода: формы, цвета.
Мягкий и твердый предметы
Игра способствует формированию мировоззрения детей о твердых и мягких объектах неживой природы и обогащению словарного запаса.
Карапуз поочередно берет предметы из коробки и называет его свойство. Можно усложнить задачу попросив называть еще и цвет объекта.
Для детей 4 – 5 лет
При общении с детьми 4 – 5 лет взрослые уже не должны испытывать затруднения в понимании. Речь дошколят, как правило развита в полном объеме. Все просьбы, задания должны быть осмыслены. Формируется адекватное реагирование на вопросы.
В возрасте 4 – 5 лет способность произносить сложные слова, предложения улучшается. Именно в этот период возникает действенное словотворчество, попытки рифмования.
По достижению четырехлетнего возраста словарь ребенка составляет 2000 слов. К пяти годам словарь содержит около 3000 терминов. Количество сокращений существенно уменьшается, а также различных перестановок, пропусков. Формируются слова – синонимы.
Пересказ сказок
При пересказе важно обратить внимание чада на интонацию голоса. Попросить где необходимо произнести громко высказывание, а где нужно – тихо.
Рекомендуемые сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».
Игра в слова
Родители просят произнести малыша слова, содержащие определенный звук.
Пример со звуком «эс»: санки, самокат, сын, сом.
Кукольный театр
В данном возрасте дети охотно смотрят театр, но будет намного увлекательней и интересней, если дошкольник попробует сыграть в театре определенную роль или поуправлять любимым кукольным персонажем.
У чад 4 5 лет просыпается интерес к гаджитам. Разработаны специальные компьютерные игры для развития речи.
Но в этом нужно знать меру. И не сделать из ребенка геймера.
Для детей 5 – 6 лет
Дети, достигшие 5 – 6 лет уже свободно общаются со сверстниками. Могут назвать свое полное имя, адрес. Если они не могут подобрать нужное слово, то придумывают. Ярким примером является книга Корнея Ивана Чуковского «От 2 – 5», где даны примеры творчества маленьких выдумщиков.
В данный период времени дошколята начинает интересовать звуковое оформление слова. Придумывают маленькие стишки. Совершенствуют речевой слух и могут различать слова с одной различающей фонемой (дом – сом, почка – бочка).
Грамматический строй речи еще находится на стадии формирования, поэтому допустимы неточности в произношении.
Пользуются ударением произвольно, это тоже считается вариативным вариантом нормы. В это время детки начинают использовать монологическую речь. Они должны уметь рассказывать о событиях из собственной жизни, о каком – либо звере или игрушке, составлять рассказ по картинке, пересказывать знакомый текст.
Свои ответы ребята формулируют из двух –трех фраз. В речи все чаще можно услышать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
А повысить навык общения и словарный запас вашего ребёнка помогут такие игры и упражнения:
Бросаем мяч
Игра заключается в том, что мяч перекидывается от одного игрока к другому, одновременно с этим задается вопрос. Вопрос может быть любого характера (какой формы предмет, какого цвета фрукт, что может сиять и т. д.).
Предлагаем изменить игру и бросать мяч называя слова, а второй игрок должен преобразовать их в уменьшительно – ласкательную форму.
В такую же игру можно сыграть со словами синонимами, антонимами.
Для детей 6 – 7 лет
Как правило, в этом возрасте все звуки у ребенка сформированы. Он говорит правильно. Бывает так, что звуки «Р», «Л», формируются к 6 годам, это вполне нормально. К 7 годам у школьника должен быть сформирован фонематический слух. Если этого не произошло, возможно возникнут трудности при чтении и письме.
Непроизвольная память в этот период достигает самого расцвета. Все слова, услышанные ребенком, запоминаются сами собой. Один раз услышал, повторил, начал употреблять в речи. Данную особенность необходимо использовать, вводить в речь как можно больше глаголов и прилагательных.
Упражнение «Назови ласково»
При занятии данным упражнением можно использовать различные слова.
- Ягоды
- Малина – малинка
- Клубника –
- Земляника-
- Черника –
- Ежевика –
Упражнение «Что лишнее
- Машина, телефон, трамвай, автобус, самолет.
- Варежка, ложка, шапка, шарф, штаны.
- Люстра, торшер, обои, светильник, бра, ночник.
- Холодильник, телевизор, ноутбук, юбка, утюг.
Упражнение «Множество или один»
- Варежка – варежки
- Носок – носочки
- Ножницы ?
- Ботинок – ботинки
- Штаны ?
- Доска доски
Упражнение «Самое короткое»
Дается ряд слов, необходимо выбрать самое короткое.
- Незабудка, одуванчик, мак, нарцисс, пион.
- Земля, мир, планета, вселенная, космос.
- Корень, стебель, ветки, лист, почки.
- Стол, кровать, пуфик, кресло, диван.
Сформировать в ребенке социальную раскрепощенность можно посредством прогулок с другими детьми, посещения зоопарка, театров, цирка и других мест, где присутствуют взрослые и сверстники.
После похода важно поинтересоваться мнением чада об увиденном, услышанном. Спросить, что запомнилось больше.
Безусловно, повысить словарный запас помогут книги. В раннем школьном возрасте читать нужно как можно больше, формируя грамотную речь школьника.