Умение любить. Теория привязанности Боулби

В этой статье я хотела бы рассказать, как в первый год жизни ребенок учится любить. Только в этом возрасте человек, который ухаживает за ним 24 часа в сутки, способствует тому, чтобы младенец научился любить.

Примерно в возрасте 7-8 месяцев ребенок может вдруг начать сильно бояться чужих людей. Он не дает взять себя на руки, кричит, плачет. Мама может подумать, что его когда-то кто-то напугал, но на самом деле это абсолютно нормальное поведение, абсолютно нормальная реакция на чужака. И таким детям, когда проверяют их социальное развитие, ставят большой «плюс».  Есть, конечно, и такие, кто прекрасно умеет подстраиваться под обстоятельства и новых людей, им достаточно рассмотреть человека, послушать его голос, посмотреть в глаза – и вот человек уже не чужой.

Но и те, и другие одинаково ведут себя во время следующего теста: мама заходит в кабинет с малышом на руках, а там за столом сидит незнакомец. И вот он встает, быстро к ней подходит и забирает ребенка, не дав ему осмотреться. И в норме ребенок не дается и кричит.

Когда психиатр и психоаналитик Боулби предложил свою теорию привязанности, в психоанализе еще считалось, что взрослый человек должен быть абсолютно самодостаточным, ни в ком не нуждаться, сам себя поддерживать. А когда он попадает в тяжелую ситуацию, он обращается за помощью только потому, что его психика регрессирует в детское состояние. Но Боулби сказал, и впоследствии доказал, что все не так. Наоборот, сказал он, способность привязываться, обращаться за помощью, оказывать ее другому – достижение зрелой личности и показатель здоровья.

Для того, чтобы доказать свою теорию, Боулби провел исследование астронавтов. Их психологическая зрелость и здоровье уже были доказаны многими тестами. И в итоге оказалось, что они все обладают способностью привязываться и просить помощи. Потом Боулби исследовал еще многих здоровых и нездоровых людей, и теория всегда находила подтверждение.

Эксперимент с младенцами

Придя к этим выводам, Боулби решил выяснить, как формируются эти способности у ребенка. В эксперименте участвовала группа младенцев 7-8 месяцев. Раз в 2-3 недели к ним домой приходил исследователь и просто наблюдал за тем, как мама ухаживает за ребенком, как они взаимодействуют. Затем проверили их реакцию на чужака: они с мамой приходили в комнату, полную игрушек, где уже была хозяйка. Мама какое-то время находилась там, потом говорила, что ей нужно уйти и оставляла ребенка одного с незнакомой женщиной. Какое-то время мать отсутствовала, потом возвращалась. Наблюдатели обращали внимание на то,

  • как ребенок ведет себя вначале, в присутствии мамы,
  • как реагирует на весть о том, что мама должна уйти,
  • как он ведет себя, когда она уходит,
  • и как реагирует, когда она возвращается.

По итогам разных тестов все дети были разделены на 5 групп здоровья. Первая группа включала в себя самых психологически здоровых детей, а пятая – самых нездоровых.

Боулби эксперимент с младенцами

Расскажу про крайние группы. Как себя ведут самые здоровые годовалые дети, когда приходят с мамой в незнакомое помещение, где есть хозяйка? Первое, что они стараются сделать – войти в контакт с незнакомым человеком. Обычно взрослый им в этом помогает: приветствует, знакомится. И ребенок, если еще не умеет говорить, тоже входит в контакт: смотрит в глаза, улыбается. Потом он начинает осматриваться по сторонам, еще стоя рядом с мамой. Взрослые его подбадривают, и он потихоньку начинает играть. Вроде уже и увлекся, но все равно еще посматривает на маму, не упускает ее из виду. Когда мама говорит, что ей нужно уйти, и он останется с этой чужой тетей, он начинает кричать, возмущаться, применяя всю свою силу, чтобы этого не допустить. Когда она все-таки уходит, он еще немного плачет и успокаивается. И снова начинает играть. Когда мама возвращается, он ей, конечно, очень рад.

Вторая группа здоровья. С первого взгляда такие дети могут показаться более активными и независимыми. Они заходят в помещение, и если видят интересные игрушки, сразу начинают ими играть, иногда даже забывая про маму. Они так же кричат, когда она уходит, хотя успокаиваются чуть дольше. Но когда мама приходит, они сначала тоже радуются, обнимают ее, но тут же могут, например, толкнуть. То есть он вроде и рад ей, но в то же время чем-то недоволен.

Ребенок обнимает маму

Вообще, от группы к группе ребенок становится все менее активным и все менее ярко проявляет эмоции. Некоторые дети могут все время просидеть, даже не играя и не сильно переживать, когда мама уйдет. И когда она вернется, они не будут бурно радоваться.  На самом деле, мы все знаем, чисто интуитивно, какой ребенок здоров психически, а какой нет. Когда встречаешься взглядом с незнакомым здоровым ребенком, он начинает улыбаться, подмигивает и всей своей богатой мимикой сообщает, что рад знакомству.

Как-то раз мы с сыном пришли в детское кафе, где на полу обычно были световые зайчики, которые ему очень нравились. А в тот день лампа была выключена. И вот мой сын, еще не умевший тогда говорить, как бы «говорит» мне: «Договорись с тетей, чтобы включили лампу, я хочу поиграть». А я ему отвечаю: «Ну, тебе надо – сходи и договорись». И он подходит к женщине, которая там работает (я не вижу в этот момент его лица) и что-то ей там показывает мимикой. И тут я слышу: «Тебе нужна лампа – сейчас включу». Этот пример доказывает, насколько дети выразительны невербально.

Дети из пятой группы здоровья тоже смеются, тоже плачут, но все остальное время их лицо ничего не выражает. Все потому, что тревога крайне высока, и они с нею просто не справляются. Поэтому сил на то, чтобы развиваться эмоционально, у них нет.

Боулби выяснил, что детей из первой группы воспитали те самые преданные мамы, которым интересен их ребенок, которые эмоциональны. Они не работали, всегда приходили на помощь ребенку, хорошо его понимали. Дети же из пятой группы воспитывались мамами, находившимися в глубокой депрессии. Боулби сказал даже, что для психического здоровья ребенка совершенно нет разницы, умерла мать физически или эмоционально. Ее депрессия так же разрушительна для его психики, как ее смерть.

Дети из пятой группы вообще не были привязаны к своим матерям. И в будущем они не будут способны любить. Как уже было сказано, сначала ребенок пользуется мамой, потом начинает замечать ее эмоции, вырабатывает доверие, она в этом время дает ему безопасность, и к 7-8 месяцам ребенок окончательно понимает, насколько он любит маму и привязан к ней. И когда он плачет и кричит, если мама собралась оставить его с чужой тетей, он выражает свою любовь.

Со второй своей дочерью я ходила в бассейн. И вот еще неделю назад она спокойно шла к инструктору, когда мне нужно было в душ, а потом раз и начала кричать. И приходилось идти в душ вместе.

Для ребенка это очень много значит. Привязавшись к матери, получив первичную способность любить, он быстро начинает привязываться и к другим: к папе, бабушке, старшим братьям и сестрам, к няне. И он будет очень страдать, если кто-то из них исчезнет из его жизни.

Из всего этого становится ясно, когда можно брать няню: самое раннее – после 8 месяцев. Вы постепенно делегируете свою материнскую функцию и можете идти по своим делам. И если эта женщина такая же преданная и заинтересованная, психика ребенка не пострадает.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий