Сон для человека значит меньше, чем вода, но больше, чем еда: без воды человек может прожить пять-семь дней, без еды больше месяца, а вот без сна можно продержаться не более 11 дней. В сегодняшней статье мы расскажем, что происходит с мозгом во время сна, и почему иногда истина в подушке, а не в учебнике.
Сегодня ученым известно, что в течение ночи сон неравномерен и представляет собой чередование двух фаз — медленного и быстрого сна, — сильно отличающихся по активности мозга. Фаза медленного сна наступает сразу после засыпания и связана с восполнением энергозатрат. В этой фазе, которая длится 80-90 минут, мозг малоактивен. За ней наступает фаза быстрого сна, называемая также фазой быстрых движений глаз. В это время мозг перерабатывает накопившуюся информацию, а мы видим сны. Обе фазы составляют цикл, который повторяется все время сна, только с каждым разом фаза медленного сна немного сокращается, а быстрого — увеличивается (более подробно о фазах сна можете узнать в статье «Важность сна для человека»).
Впервые о связи сна и памяти заговорил в 1801 году Дэвид Хартли, но более глубокое исследование этой тематики началось в 20-е годы XX века, когда появилась соответствующая техника. Американский ученый Натаниэл Клейтман, которого сегодня называют отцом исследования сна, вместе со своим аспирантом Юджином Асеринским начал систематические исследования сна с помощью электроэнцефалографии. Этот метод, название которого с древнегреческого можно перевести как «изобразить мозг с помощью электричества», позволял регистрировать биоэлектрическую активность различных участков мозга с помощью закрепленных на голове электродов. Ученые пытались понять, чем занимается мозг во сне, как отличается его работа от той, что он проделывает во время бодрствования, а также изучали, что испытывает человек, искусственно лишенный сна. Они совершили множество важных открытий: например, обнаружили ту самую фазу быстрого сна, а главное, выяснили, что во сне мозг активно работает. Более того, во время сна человек проходит фазу, когда его тело полностью обездвижено, а мозг находится ровно в таком же состоянии, как при бодрствовании. И даже специалист не сможет по энцефалограмме двух минут такого сна отличить его от фазы активной деятельности.
Дальнейшие электроэнцефалографические исследования мозга показали, что наш мозг спит частями. То есть в разное время сна некоторые части мозга спят, а другие активно работают, осуществляя, в частности, важную функцию так называемой консолидации памяти. Это значит, что во сне информация «перекачивается» из кратковременной памяти в долговременную, очищается от деталей, становится более четкой. Неизвестный пока механизм мозга фильтрует и определяет, какая информация нужна, а какую лучше забыть.
В результате процесса консолидации памяти часть пережитого за день опыта забывается, а другая перемещается на полку долговременной памяти, откуда ее можно достать позже. Таким образом сон смягчает и психологические травмы — личные трагедии, потому что именно во сне мозг получает возможность рассортировать информацию на ту, которую нужно запомнить и идти с ней в будущее, и ту, которую лучше забыть и оставить в прошлом. Без забывания ненужной информации не будет и запоминания важного. Парадоксально, но факт: чтобы помнить, нам нужно забывать (читайте «Как забыть ненужную информацию»).
Эффект улучшения моторной памяти во сне доказали израильские ученые из Института Вейцмана в Реховоте. Испытуемым предлагалось запомнить и проиграть определенную последовательность клавиш. Ученые тестировали их дважды — сразу после обучения и ранним утром следующего дня. Выяснилось, что, несмотря на прошедшее время, после сна они помнили больше, чем вечером.
Связь сна и декларативной памяти исследовали ученые под руководством Ульриха Вагнера из Университета Любека в Германии. В статье 2005 года они рассказали об эксперименте, участникам которого вечером выдавался список незнакомых слов. Как и в случае с клавишами, с утра они помнили больше слов, чем сразу после заучивания вечером, как будто ночью они не спали, а упражнялись.
Более того, и феномен озарения во сне — вроде созданной Дмитрием Менделеевым Периодической системы химических элементов — ученым также удалось смоделировать и экспериментально подтвердить. Сделала это та же группа Ульриха Вагнера. Вечером людям выдавали математическую головоломку на объяснение закономерности размещения чисел в таблице, и после сна процент разгадавших ее значительно увеличивался.
Нейронный механизм этих явлений изучен мало: исследовать мозг in vivo на людях сложно, а животные не демонстрируют декларативную память. А вот улучшение моторной памяти у крыс было объяснено в 2001 году учеными из Массачусетского технологического института. В ходе эксперимента крыс заставили бегать по кругу и собирать еду в это время регистрировали группы нейронов, которые активировались при прохождении каждой из контрольных точек. После этого животные заснули, но нейроны мозга продолжали активироваться так, будто крыса бегала по кругу! Возможно, этот бег снился крысе.
У людей напрямую наблюдать эффект повторения во сне действий прожитого дня в виде активизации нейронов пока невозможно, но косвенные методы показали аналогичные закономерности.
И хотя в истории взаимосвязи работы мозга и памяти у ученых пока больше вопросов, чем ответов, любой человек, проспавший работу или учебу из-за вечерних занятий или чтения, может честно сказать: во сне я не бездельничал, я прилагал усилия к более эффективному усвоению материала.
Память не резиновая
Что произойдет с памятью, если совсем не спать? Выяснить это экспериментальным путем невозможно, так как человек без сна умирает, но природа провела его без помощи ученых. Бывает, что на свет появляются люди с испорченным механизмом забывания. Фактически память их работает так, как будто они вообще не спят. В книге психолога Александра Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» описан ставший хрестоматийным случай журналиста Соломона Шерешевского, который обладал феноменальной памятью на слова, цифры, происшествия. Сначала это казалось невероятным преимуществом и даже позволило Шерешевскому получить работу мнемониста в цирке, но вскоре дар стал ему мешать. Полученной информации было слишком много, мозг не успевал ее обрабатывать. В конце концов он стал учиться забывать так, как другие люди учатся помнить.
Лишая себя сна, мы ставим себя в положение человека с нарушением процесса забывания и лишаемся возможности воспринимать новую информацию. Если информация о предыдущем опыте не ушла в прошлое, то организм с трудом формирует новый опыт.
Автор: Александра Борисова