Сказкотерапия: польза, пример, технология

Иногда бывает настолько сложно разобраться в создавшейся ситуации, в своих чувствах, что просто руки опускаются. И подруге рассказала, и книжку по психологии почитала, а ничего не решается, ответа нет. Или ребёнку объясняешь-объясняешь — и всё без толку. Как быть? Здесь может помочь сказкотерапия.

Современный мир полон боли, разочарования от неудавшихся попыток достичь счастья. Кто-то страдает о того, что состоит в плохих отношениях со своими родителями. Кто-то не может наладить общий язык с детьми. У кого-то личная жизнь превратилась в ад. И каждому из нас порой кажется, что то, что с нами происходит — это впервые. Что не было раньше ничего подобного на земле. Что никого так сильно, как нас, не обижали, не оскорбляли.

Однако, на самом деле, всё на свете повторяется: миллионы людей, которые жили до нас на земле, когда- то уже пережили всё то, что переживаем мы. Они как-то справились со своей болью, наладили диалог с окружающими, смогли победить свою немощь. Историю того, как крепнет человеческая душа, можно прочесть в сказках.

Польза сказкотерапии

Сказки, написанные неизвестными представителями народной культуры или заботливо собранные авторами-писателями (Андерсен, Братья Гримм и др.) в пространстве фольклорного быта, дают нам полезные уроки о том, как выжить в бушующем мире.

Однако, чтобы извлечь из сказки какие-то уроки, нужно научиться смотреть вглубь текста, читать между строк, «примерять» сказочные роли и наряды на себя. Именно в этом может помочь психолог.

Для человека, читающего сказку, важно знать, что она идёт из глубины веков, и поэтому в ней есть тайна и мудрость предыдущих поколений. Но ещё важнее, что сказка связана с нашим личным детством: с тем, что читали нам в младенчестве родители.

Особую роль в сказкотерапии играет завораживающий язык сказки с её таинственными повторами: «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» «на калиновом мосту, на реке смородиновой», «красна девица», «добрый молодец». Необычные словесные фигуры вырывают нас из скучного пространства, в котором мы привыкли жить, предлагают разорвать шаблоны и переосмыслить все проблемы, найти выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Особенно полезна сказка людям рациональным, которые давно не верят в чудо. Сказка помогает довериться интуиции, раскрепоститься, услышать внутренний голос. Попробуем почитать вместе?

Архетипические герои

«Архе» — значит древний. Архетипические герои встречаются в большинстве сказок, то есть являются самыми древними выразителями человеческих идей. Однако эти герои имеют прямое отношение ко дню сегодняшнему, так как многие люди строят свою жизнь в соответствии с этими моделями:

  1. Дурак. С виду неказист, однако оказывается умнее и находчивее всех.
  2. Богатырь. Борется с многочисленными врагами, бесстрашный защитник, герой.
  3. Иван Царевич. Призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, проходит через испытания.
  4. Солдат. Верный товарищ, надёжный сосед, с готовностью помогает всем в борьбе со злым колдуном, мертвецом, нечистой силой и т. д.
  5. Царь. Часто олицетворяет социальное зло, притесняющее обычных людей.
  6. Василиса Прекрасная. Дарит главному герою любовь, но за неё нужно бороться.
  7. Золотая рыбка, серый волк и др. Волшебные помощники главного героя, справляются с любой сложной задачей.
  8. Чёрт. Олицетворяет нечистую силу, зло, совершает пакости, изводит людей.
  9. Мать (или Мачеха). Родная мать дарит любовь, тепло и заботу, мачеха же — полная её противоположность.
  10. Баба-яга. Носительница мудрости, власти, может преследовать героя.
  11. Кощей. Олицетворяет разрушение, насилие, человеконенавистничество, деструктивную социальную силу.

Сказкотерапия: пример работы психолога

Я веду тренинг по сказкотерапии. На стульях сидят взрослые дяденьки и тётеньки. Все они настроены по-разному. Кто-то ждёт, что сейчас произойдёт чудо. Кто-то, наоборот, скептически ухмыляется: «Я в сказки не верил и не поверю…»

Я спрашиваю, чего они ожидают от этого тренинга? «Меня внучка не слушается, — говорит одна женщина. — Может, вы научите, как ей правильно сказки рассказывать?».

«А от меня молодой человек ушёл, — говорит девушка со слезами на глазах. — И мне очень горько на душе. Вспомнила, что в детстве мне мама сказки читала, от чего мне очень приятно становилось на душе. Вот я и решила повторить этот опыт. Может, мне от сказки станет легче?»

Я прошу каждого рассказать про свои детские воспоминания о сказке. Мужчина рассказывает, что ему было всегда непонятно, почему в сказке про Курочку Рябу разбилось яичко. Неужели нельзя было его подальше от края стола положить, чтобы мышка не столкнула? Видно, что мужчина вообще все проблемы решает рационально, расчётливо. Я прошу его рассказать, как должна была бы, по его мнению, завершиться сказка. Он говорит, что курочка, которая что-то там невнятно кудкудахчет, обязана была бы, на самом деле, сообщить конкретные сроки, в которые она собирается снести деду и бабе новое яичко. Тут поднимает руку какая-то женщина: «А я считаю, что нельзя требовать называть сроки. А вдруг не получится выполнить, и почувствуешь себя виноватой?»

Один юноша поднимает руку: «Вот моя девушка сейчас требует, чтобы я точно назвал ей дату нашей свадьбы. А я пока не готов…»

Мы все вместе смеёмся: всем нам хочется верить, что в жизни не обязательно следовать точным датам, и что какие-то вещи следует делать незапрограммированно, спонтанно. Даже мужчина, который до этого заочно спорил с Курочкой Рябой, ухмыляется: «Да, с датами я, возможно, погорячился…»

Затем я даю всем участникам тренинга прочесть сказку «Волк и лиса». Вкратце сюжет таков: волк приютил лисичку, которой негде было жить, а она его, вместо благодарности, обворовала, но при этом он продолжал ей верить и жить с ней вместе. Участники тренинга возмущены. Чему учит эта сказка? Тому, чтобы смиряться с предательством? Я объясняю: в каждой сказке есть много напластований, и этот сюжет сложился таким образом не сразу.

Возможно, поначалу в сказке речь шла о целом народе, который по каким-то климатическим причинам вынужден был мигрировать (его олицетворяет лиса, у которой растаяла ледяная избушка) и заключить договор с ранее враждебным племенем (волк). Да, теперь племена живут вместе, но вражда не пропала — и одно племя ворует у другого еду. И все равно они продолжают жить вместе.

В сказке не даётся объяснения, почему волк отказывается враждовать с обокравшей его лисой. «А вы как думаете — почему?», спрашиваю я у присутствующих. «Он просто дурак», — говорит одна из женщин. «Он просто хитёр и хочет ее использовать в дальнейшем», — отвечает другая. «Он мудр и не хочет войны. Он надеется на то, что лиса перевоспитается и станет доброй», — говорит третья женщина.

Я признаю, что во всех прозвучавших репликах есть доля истины. И каждый сейчас сможет извлечь свой урок: прощать обидчиков, или воевать с ними, или изгонять, перевоспитывать. Каждая сказка — это, на языке программистов, «приложение с открытым кодом»: просто бери и делай с ней, что хочешь.

Дальше я предлагаю участникам погадать. Каждый из них открывает книгу со сказками и читает первую попавшуюся фразу, а потом объясняет, почему эта фраза ему досталась.

«Поворотил к замку, въехал во двор, лошадь на конюшню поставил и задал ей корму, а сам в палаты пошёл», — читает одна женщина строчку из сказки «Заколдованная королевна». Потом поворачивается к нам и говорит: «Да, я действительно только об этом и думаю. К нам сейчас приехал отец, я должна ему предложить написать завещание, но никак не решаюсь это сделать….» Мы вместе со всей группой начинаем придумывать, как помочь женщине.

Потом читает строчку один парень. «Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась». Юноша раздумывает над смыслом долго: среди его знакомых нет никакой Машеньки, и в лес он не ходит, и заблудиться не боится. Я пытаюсь ему подсказать: «Возможно, в вашей жизни есть человек, который сейчас очень растерян, «заблудился» в духовном плане?» Юноша подтверждает: оказывается, да, его сестра (правда, зовут её не Маша, а Ирина) сейчас решает, в какой вуз ей поступить, на этом фоне сильно ссорится с родителями. Подумав, юноша говорит: «Наверное, я напрасно слишком дистанцировался от этой проблемы. Думаю, ей нужна моя помощь. Может, я ничего путного ей не предложу. Но сам факт того, что я заявлю о своей поддержке, будет для неё важен».

Мы продолжаем листать книгу с участниками тренинга. И каждый находит в сказке что-то важное для себя.

Технология сказкотерапии

Занятия сказкотерапией можно проводить и самостоятельно, если у вас достаточно знаний и фантазии.

Полезные упражнения для занятия сказкотерапией с детьми:

  • предложите ребёнку порисовать на тему сказки, слепить её героев из пластилина,
  • проиграйте с ребёнком сказку в игрушечном театре, чтобы он в диалогах почувствовал и понял героев,
  • попросите ребёнка объяснить, почему тот или иной герой сказки ведёт себя определённым образом. Спросите, как бы ребёнок повёл себя в аналогичной ситуации, что неправильно сделал герой.

Полезные упражнения для занятия сказкотерапией со взрослыми:

  • прочитайте сказку и подумайте, как она соотносится с вашей жизнью,
  • придумайте для сказки другой конец и объясните, почему он пришёл вам в голову,
  • придумайте сказку, попытайтесь её проанализировать. Прочтите её людям, которым вы доверяете, спросите их мнение. Вернитесь к сказке через какое-то время и попытайтесь понять, изменилось ли ваше отношение к ней.

Автор: Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий