Сказкотерапия как метод психотерапии

Сегодня на вооружении у психологов есть немало средств, позволяющих решить проблемы ребенка самым, что ни на есть увлекательным и приятным для него способом. Одно из них – сказкотерапия – направление практической психологии и, пожалуй, самый древний психотерапевтический метод.

Что это такое

Первая видео-беседа из цикла Меня часто спрашивали с автором Метода Комплексной Сказкотерапии, доктором психологии, директором Международного Института Комплексной Сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой.

Сказка как средство диагностики

В мире много сказок, грустных и смешных. Но каждая сказка может стать настоящим другом и доктором для ребёнка. Часто ли вы задавались себе вопросом, как эти придуманные истории могут подсознательно влиять на детей? Уже давно известно, что сказка формирует первые поведенческие модели ребёнка. Это инструмент, который удовлетворяет его потребность в конкретном жизненном опыте. Именно поэтому так важно понимать, какие сказки читать детям.

Ребенок до 12 лет воспринимает мир образами. У него в этот период более развито правое полушарие мозга. Поэтому именно сказка становится первым учителем добра и зла, учит ребёнка взаимодействовать с внешним миром.

Понять больше о лечебной силе сказок поможет сказкотерапевт Разида Ткач. Вы получите ответы на вопросы:

  • Как сказка влияет на фантазию ребёнка?
  • Что читать и как?
  • Как подавать сказку, чтобы она не травмировала ребёнка?
  • Что делать, если дети подражают плохим персонажам?
  • О внутренних весах ребенка.

Сочиняя сказки, передавая их из уст в уста, люди испокон веков учили друг друга житейской мудрости. Если же говорить о применении сказки в психологической работе, то здесь она выполняет сразу несколько функций. В первую очередь — это эффективная диагностика в детском возрасте и не только. Ведь далеко не каждый ребенок способен открыто говорить о своих переживаниях, формулировать свои проблемы и страхи. А откликнувшись на предложение: «Сочини сказку про мальчика 5-ти лет, который живет на соседней улице», — он, так или иначе, опишет свою собственную жизненную историю. Психолог Наталья Кучеренко с вариантом сказкотерапии Убить надежду:

Используя метод сказкотерапии, мы можем в мягкой форме узнать, что сейчас тревожит ребенка и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации. Поскольку детям близка сказка, ребенок идентифицирует себя со сказочным героем и от лица этого героя говорит о собственных проблемах сказочным языком. Вроде не о себе, но, вместе с тем, о себе и о том, что сейчас его волнует больше всего.

Сказка о Птенце

Сказкотерапия как метод психотерапииСказкотерапия как метод психотерапииНапример, определить отношение ребенка к предстоящему разводу родителей поможет Сказка о Птенце, которую детские психологи нередко используют в диагностической работе: «Жили-были на дереве, в гнездышке, три птички: папа, мама и маленький птенчик. Но однажды налетел сильный ветер, ветка сломалось, гнездо упало вниз. Все три птички тоже оказались внизу, на земле. Папа посидел-посидел, да и вспорхнул на ветку. Мама посидела-посидела, да тоже взлетела и уселась на другую веточку. Что же делать птенчику?»

Предложите ребенку ответить на этот вопрос. Прислушайтесь к тому, что он скажет:

«Птенчик тоже полетит на какую-нибудь ветку»,

«Он полетит к маме»,

«Полетит к папе»,

«Он останется сидеть на земле, потому что летать не умеет. Но он позовет на помощь, и тогда родители обязательно спустятся и помогут ему!»… И делайте выводы. А может, ваш малыш скажет: «Птенчик будет просто сидеть на земле», «Он попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Птенчик будет продолжать сидеть на месте и его затопчут», «Он умрет от холода или голода». Если ребенок ответит так, то, вероятно, его что-то тревожит, и, возможно, есть необходимость обратиться к детскому психологу.

Лечение сказкой

Другая функция сказки – терапевтическая. Зачастую внушения, нотации и прочие подобные воспитательные меры оказывают на ребенка куда меньшее воздействие, нежели рассказанная ему сказка. Ведь одно дело – выслушивать скучные наставления, а другое – интересную и увлекательную историю.

Сказкотерапевт предлагает вниманию маленького клиента сказку, терапевтическую историю, герой которой попадает в ситуацию, схожую с той, которую переживает он сам. В этой истории заложено решение проблемы ребенка, показан выход. Маленький человек видит, как действует ресурсный герой, и понимает, что и его собственное положение не безнадежно. Он впитывает чужой пример, пользуется косвенной подсказкой.

Взрослые истории

Сказкотерапия как метод психотерапииСказкотерапия как метод психотерапииМногие считают, что сказкотерапия подходит только детям, причем самого юного возраста. Между тем, это не так, ведь совершенно очевидно, что в каждом взрослом продолжает жить ребенок…

Татьяна Котляренко, сказкотерапевт: Если говорить о моей практике, то я больше работаю с детьми и их проблемами, но метод сказкотерапии применим и в консультировании взрослых. Если в процессе терапии у клиента возникает определенное сопротивление, можно попросить его назвать любимого сказочного героя, вспомнить сказку, придумать историю… Если у человека есть решимость разобраться с собственными проблемами, если он в должной степени мотивирован, – он и сказку вспомнит, и историю сочинит.

Примером того, как, используя символические образы, мы рассказываем о своей жизни и об изменениях, которые с нами произошли, может послужить следующий случай…

Сказка о Садовнике и Золотом цветке

Как-то, проводя детско-родительский тренинг, где в качестве рабочих техник использовались арт-терапия, телесно ориентированная терапия и сказкотерапия, я познакомилась с мамой аутичной девочки. В числе прочих родителей, она должна была придумать и рассказать свою собственную сказку. Эта женщина поведала нам сочиненную ей историю о Садовнике и Золотом цветке.

Мужчина дарит девушке цветыМужчина дарит девушке цветы Главный герой сказки – садовник – трепетно ухаживал за своим Золотым цветком. Цветок тот был очень нежным, нуждался в особо бережном отношении. Садовник всячески окружал его заботой: поместил в оранжерею, регулярно поливал, берег от сквозняков… Но, помимо ухода за цветком, у Садовника были и другие дела. Однажды ему пришлось куда-то отлучиться по одному из таких дел. Он очень волновался, оставив цветок без присмотра. А тут, как на грех, разразилась буря: подул сильный ветер, хлынул ливень, посыпал град… Когда Садовник подходил к оранжерее, сердце его сжалось от тревожного предчувствия. Предчувствие его не обмануло: оранжерея была полностью разрушена, стекла выбиты, двери сломаны. А посреди этого погрома… рос себе Золотой цветок – целый и невредимый. И тогда Садовнику стало ясно, что цветок его не так уж беззащитен, как ему казалось, хрупкий с виду, он, тем не менее, достаточно силен для того, чтобы справляться с бурями и противостоять трудностям.

Нетрудно догадаться, что, рассказывая о заботливом Садовнике, женщина говорила о себе. А Золотой цветок, конечно же, ее дочка страдающая аутизмом. Будучи мамой непростого ребенка, участница нашего тренинга тревожилась о состоянии своего малыша, окружала ее заботой. А в какой-то момент к ней пришло осознание того, что у девочки уже есть необходимые ресурсы для того, чтобы самостоятельно справляться с трудностями.

Конечно, сказкотерапия – не панацея, но потенциал «сказочного лечения» трудно переоценить. Впустите в свою жизнь сказку, и волшебные превращения не заставят себя ждать…

Лилия Илюшина, InHa.ru

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий