Ребёнок – левша, это нормальное явление, врождённая особенность. Причиной может явиться генетика, избыточное количество тестостерона при беременности, проблемы с внутриутробным развитием левого полушария, вследствие чего правому пришлось взять на себя часть функций левого.
Леворукими ещё становятся вынужденно, когда правая рука перенесла травму. 15% населения планеты – левши, и это нисколько не отражается на их жизненной деятельности. Внимательные родители уже в полугодовалом возрасте ребёнка обратят внимание, какой руке он отдаёт предпочтение, занимаясь с игрушками. Проконтролировав его деятельность, к 2 годам можно точно определить, что малыш – левша.
Мозг каждого человека состоит из двух полушарий, каждое из которых связано с органами чувствительности и несёт ответственность за выполнение определённых функций. Левшество – не каприз, не простое желание задействовать левую руку, это импульсы, идущие из полушария мозга. Левое отвечает за правую часть тела и такие качества:
- логическое мышление,
- точность в науках,
- чтение, самоконтроль,
- правый глаз,
- речь.
Правое полушарие отвечает за левую часть тела и следующие характеристики:
- память,
- оригинальность, фантазия,
- творчество, искусство,
- левый глаз,
- интуиция.
Левое полушарие – аналитическое, ему свойственно рациональное мышление. Правое – эмоциональное, для него свойственно мышление пространственное. Оно воспринимает любую информацию мгновенно и целостно, затем так же быстро формирует образ. Когда у детей доминирует правая часть мозга – они левши. Но такое явление может появиться лишь на время, с ростом полушарий изменятся и их функции, а следовательно, леворукость может отдать лидерство праворукости. Период с двух до четырёх лет – всплеск активности одного из полушарий. А у части жителей на Земле одинаково развиты оба из них.
Ведущее полушарие проявляется у каждого ребёнка индивидуально. Бывает, что заботливые родители новорожденного малютки обращают внимание, что он поворачивает головку в одном направлении и определяют, какое полушарие будет ведущим. Поворачивает вправо – значит правша, влево – левша.
Если в месячном возрасте, лёжа на спине, левую руку вытягивает вперёд, а правую держит вдоль туловища, значит, он левша.
Однако обычно до второго года жизни у детей активны обе руки поочередно, затем ещё около двух лет они в одинаковой степени пользуются обеими. К четырём годам устанавливается предпочтение одной из рук. Именно этот момент важен для родителей, следует определить, какая из рук ребёнка ведущая. Особенно важно выяснить это до поступления в школу. Если предпочтение отдаётся левой руке, то малыш – левша, что является его индивидуальностью.
В результате тестирования определяется более активная или пассивная рука. Таким образом можно выяснить леворукость, но это не является показателем левшества, которое включает в себя комплекс активности противоположного полушария. Если ребёнок выполняет все действия левой рукой, он леворукий, но чтобы определить, левша ли он в целом, необходимо выявить ведущую ногу, ведущий глаз, ведущее ухо. Только пройдя специальные тесты, удастся определить, относится он ли к категории левшей, и какое из полушарий доминирует.
Если диагноз подтвердится, не следует акцентировать на этом внимание, ведь это не болезнь, а индивидуальность. Не надо малыша переучивать, приводить в пример сверстников-правшей. Это чревато развитием комплекса неполноценности.
Такие дети обладают отличной памятью, у них развита с раннего возраста фантазия. Зачастую это творческие натуры, увлекающиеся рисованием, скульптурой, музыкой. Оригинальные идеи захлёстывают их воображение. И в тоже время они пессимистичны, им присущи чувство гнева, страха, робость, повышенная тревожность, впечатлительность. Это и есть подтверждение того, что доминантность за правым полушарием.
Ребёнка нужно принимать таким, каким он есть, и обучить всему, чем владеют его противоположности. Переучивать их нельзя, следствием могут стать раздражительность, вспыльчивость, головные боли, неврологические заболевания. Сейчас некоторые производители ориентированы непосредственно на левшей и выпускают специализированные ложки, ножницы, музыкальные инструменты, клавиатуру и другие товары. Для обучения таких детей необходимо:
- купить специальную канцелярию,
- контролировать, чтобы пальцы при держании ручки были не выше четырёх сантиметров до конца,
- поскольку рука невольно закрывает уже написанный текст, писать левше безотрывно достаточно тяжело, нужно постепенно приучать к этому,
- лист должен быть немного наклонен вправо и лежать по левую сторону от ребенка, а сама рука расположена, как у правши, т.е. находится над строкой, допускается применение другого варианта, когда кисть почти прижата к груди, а лист лежит немного левее ребенка,
- позволить левше самому определить наиболее удобные для него положение и способ,
- свет должен падать справа,
- написание букв допускается без наклона,
- обучение написанию и закрепление пройденного материала проводить методом анализа.
Учитывая, что дети такого типа ранимы, следует придерживаться некоторых психологических правил при их обучении:
- занятия должны проходить в позитивной обстановке, без унижений и угроз,
- родителям запастись терпением при обучении письму, так как этот момент – их уязвимое место,
- учитывать рассеянность левшей, трудности в математических науках,
- спланировать работу так, как это свойственно леворуким, чтобы избежать дополнительных трудностей в занятиях,
- чтобы всё выполнялось правильно и в установленные сроки, следует не допускать пробелов в занятиях.
В свободное от основных уроков время положительный результат дают совместные занятия родителей и детей прикладным творчеством. Преподаватели в свою очередь должны проявить выдержку и обеспечить в классе атмосферу понимания.