В последние годы популярна формула: «обучение ведет за собой развитие». В том смысле, что чему захочу научить – тому научу, когда захочу – тогда научу. Но это неверный подход. Ребенка можно научить (без вреда психике) только тому, чему он уже способен обучаться.
Не надо требовать от него того, чего он еще не в состоянии выполнить. Например, приводят трех- или пятилетнего ребенка к психологу с жалобой на то, что он не хочет заниматься. А дело все в том, что в 5 лет он еще не может проявлять волевые усилия, его мозг недостаточно развит для этого. Чтобы такой ребенок начал учиться, надо создать ему такие условия, в которых он захочет это делать, заинтересовать его. Интерес и удача – два компонента развития мотивации обучения.
Обратите внимание, как вы общаетесь с ребенком? Слишком часто мы предъявляем к детям неадекватные требования: «Сиди спокойно, прекрати играть, иди ужинать!» А поскольку ребенок довольно медленно переключается с одного вида деятельности на другой, вы повышаете голос. И в следующий раз, пока вы не закричите, он даже не услышит вас. Дети, конечно, разные. Кому-то нужно больше времени для переключения, кому-то – меньше. Но вы в любом случае должны, наблюдая за своим ребенком, понять, сколько времени нужно именно ему и верно рассчитывать время.
Мы иногда очень жестко заставляем ребенка что-то сделать, не учитывая его состояние. А это называется психологическим насилием или психологическим битьем. Так делают учителя в школе, каждый день говорящие четверокласснице: «Я тебя в пятом классе не вижу», так же делают родители, постоянно сравнивающие своего ребенка с одноклассниками, родственниками, друзьями. И такие вещи никогда не забываются. Хорошо, если человек, уже будучи взрослым, захочет избавиться от этого негативного воздействия прошлого и пойдет к психологу. Но так бывает далеко не всегда. Чаще все те, кого били (неважно физически или психологически) в детстве, будут поступать так же со своими детьми.
Безусловно, можно не прислушиваться ни к чьим советам и воспитывать ребенка так, как считаете нужным вы сами, как воспитывали вас. Но это не отменяет того, что существуют закономерности развития. Мы просто может либо принять их, либо нет.
Варианты развития дошкольников
Выделяется 5 разновидностей развития дошкольников:
- Социально-коммуникативное развитие. Как ребенок общается с другими детьми, со взрослыми, с родителями, воспитателями, незнакомыми людьми. Как он с ними взаимодействует.
- Речевое развитие. Очень многие дети имеют несформированную речь. Это может случиться по разным причинам, но такому ребенку точно будет непросто взаимодействовать с другими детьми, а значит, развиваться в социальном плане.
- Художественно-эстетическое развитие. На него большое влияние оказывает участие ребенка в театральных представлениях, ролевых играх.
- Физическое развитие. Дети сейчас больше сидят, чем двигаются, а это для них очень вредно. В 3-4 года формируется осанка, стопа. И для того, чтобы они сформировались правильно, ребенка необходимо заинтересовать (не заставить, а именно заинтересовать!) двигательной активностью. Одной мелкой моторики недостаточно, нужны также и «большие» движения.
- Познавательное развитие. Включает в себя память, внимание, мышление, восприятие, моторику, речь и организацию деятельности.
Произвольная регуляция и организация деятельности – это:
- умение воспринимать, понимать и удерживать в рабочей памяти вербальную «инструкцию»,
- умение сконцентрировать внимание и не отвлекаться какое-то определенное время,
- умение контролировать ход выполнения работы,
- умение попросить помощи, если непонятно,
- умение завершить работу (сравнить задание с результатом).
Что за «инструкция»? Например, мы просим ребенка сложить пирамидку. Это плохая «инструкция» для пятилетнего. Как ее сложить? По цветам, по размерам? Если по цветам, то по какому принципу? И так далее. Также в «инструкции» не должно быть непонятных ребенку слов. Если ребенку меньше 6 лет, ему стоит не только сказать словами, но и показать на примере, как надо делать. Кому-то будет достаточно одного раза, чтобы потом самому сложить пирамидку, кому-то понадобится несколько раз. Это тоже зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Основные закономерности развития у всех детей одинаковы. Это этапность (все дети проходят через все этапы, и ни один нельзя проскочить) и гетерохромность (все органы и системы организма развиваются неравномерно).
Факторы, влияющие на развитие ребенка
Это внешние (или экзогенные) и внутренние (биологические) факторы.
Биологические факторы:
- Генетические: увеличивается количество генетических патологий.
- Биологические: например, недоношенных детей, весом 500 граммов, сегодня успешно выхаживают. А такие дети рождаются без рефлексов, и им необходимо заниматься с логопедом уже с периода лепета, с ними надо иначе работать и в детском саду, и в школе, нужно по-другому общаться.
- Пре-перинатальные: когда рождаются двойни и тройни, дети в них имеют особенности развития. Эти дефекты очень мелкие, и их долго не видно, вплоть до школы.
- Физическое здоровье.
- Психическое здоровье.
К экзогенным относятся:
- Экология: непонятно, что мы едим, пьем, чем дышим.
- Социальные: дети растут в разных семьях, в разных социальных условиях.
- Социокультурные: например, давление социума в плане требования сверхраннего обучения.
- Семейные: например, социальная депривация ребенка в семье состоятельных и очень требовательных людей. По результатам исследований, жесткие требования оказывают такой же негативный эффект на состояние ребенка, как полное невнимание к нему. Также на детей большое влияние оказывают родительские неврозы.
- Педагогические: за деньги преподаватели научат чему угодно в любое время. Это тоже к слову о неадекватных требованиях.
Все эти факторы смешиваются. И из-за долговременного воздействия имеет место кумулятивный эффект, то есть эффект накопления.
В плане социокультурного развития дошкольника на сегодняшний день выделяют следующие особенности:
- Домашнее воспитание: почти 30% не ходят в детский сад.
- Сверхраннее образование, которое, как уж было упомянуто выше, может быть не только бесполезным, но и вредным.
- Ограниченные контакты со сверстниками: дети ходят в кучу кружков, но там их общение ограничивается деловым.
- Замена общения со взрослыми техническими средствами. Вместо того, чтобы вместе почитать книжку, многие родители дают ребенку гаджет. По данным исследований только 10% родителей регулярно читают дошкольникам. А для ребенка 4 лет поход в магазин, где он сможет сам себе выбрать книжку, может стать настоящим праздником. Если, конечно, у него есть привычка читать вместе с мамой.
- Исчезновение игры как ведущего вида деятельности. Спонтанной игры у дошкольников сегодня почти не наблюдается. Часто это происходит из-за того, что не сформирована речь. А когда речь не сформирована, играть бывает трудно.
- Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов). Если заставлять ребенка учиться чему-то, когда он не готов и ему неинтересно, результат может быть прямо противоположным.
Мифы о развитии дошкольника
И в конце следует немного сказать о трех очень популярных мифах развития современного дошкольника и развенчать их.
- Миф первый: «окно развития» ребенка закрывается в дошкольном возраста (в 4-6 лет). В 60-е так действительно думали, хотя даже тогда ни один специалист прямым текстом этого не говорил. На самом деле, все наоборот: ресурс мозга увеличивается, причем постоянно, на протяжении всей жизни. Если человек в 80 лет получает новую нестандартную задачу, в его мозгу появляются новые нейронные связи. На сегодняшний день даже в первый час после инсульта опытные логопеды могут помочь человеку полностью восстановить речь.
- Миф второй: современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект. Дети развиваются точно так же, как и раньше, приблизительно с той же скоростью. Все зависит только от того, как с ними работают. Если взаимодействовать с ребенком, разговаривать с ним, заинтересованно слушать его, процесс развития идет несколько быстрее. Но так было всегда.
- Миф третий: читать и писать дети должны научиться как можно раньше. Самый эффективный этап обучения письму и чтению – 6-8 лет, когда формируется избирательное внимание. Кроме того, только к 6-7 годам ребенок начинает дифференцировать зрительные стимулы. Подготовку можно начать и раньше: в 5 лет ребенок вполне способен научиться писать печатные буквы, правильно держать ручку, тетрадь, правильно сидеть.
В итоге, все сводится к тому, что если ребенок готов чему-то учиться, если его этим увлекли, если его хвалят, и он чувствует, что преуспевает, смело учите его этому. Если не давить, развитие будет проходить плавно и естественно.