Работа на предприятиях, как правило, всегда сопровождается непосредственным взаимодействием с обществом. Поэтому психология отношений в коллективе на работе играет очень важную роль для становления человека как профессионала, развития его карьеры и эффективности рабочего процесса в целом.
Отношения в рабочем коллективе
Одним из самых положительных моментов в коллективе является наличие хорошего и теплого отношения коллег по отношению друг к другу.
Благодаря дружескому отношению человек работает намного эффективнее, чувствует себя неотъемлемой частью компании. Это один из самых важных критериев, способствующих плодотворной работе.
Когда же отношения в коллективе не складываются и возникают различного рода конфликты (как личного плана, так и по отношению к работе), то все валится из рук, возникает апатия ко всему. Вот почему так важно, придя на новое место работы, постараться подружится с большим количеством людей. Влиться в коллектив и стать частью команды непросто. Потребуются большие усилия и работа над собой.
Придя на новое место работы, следует в первый же день не только ознакомиться со своим рабочим место, но и найти время на то, чтобы познакомиться с коллегами. Можно предложить вместе выпить по чашке кофе после работы. Кроме того, нужно как можно больше общаться со всеми, пытаться расположить к себе коллег.
Преимущества и недостатки дружбы на работе
Дружба на работе имеет ряд положительных моментов. На работу, где царит взаимопомощь и взаимопонимание, всегда хочется приходить. Отсутствие дружелюбия очень сильно гнетет и убивает желание что-то делать. Психология отношений в коллективе имеет ряд своих нюансов.
Помимо ряда плюсов, дружественные отношения в коллективе имеют и свои отрицательные стороны. Во-первых, такие отношения сопровождаются постоянными разговорами между собой, тратой времени на частые перерывы и т.д. Такое положение вещей нравится далеко не всем работодателям. Тратя время на пустые разговоры, сотрудники компании снижают эффективность труда. Кроме того, ссоры на работе тоже оказывают негативное влияние на рабочий процесс.
Некоторые работодатели, напротив, стараются всеми силами сплотить коллектив, чтобы получить одну дружную команду с общими интересами, и, таким образом, способствуют слаженной работе в коллективе. Обычно в таких случаях часто проводят корпоративы, вкладывают деньги в совместный отдых и путешествия сотрудников компании. С одной стороны, это правильно, ведь только совместное времяпровождение за пределами компании может раскрыть личность человека с другой стороны.
Но главный минус в таких мероприятиях то, что некоторые сотрудники могут распространять слухи в кругу компании, а также за ее пределами про коллег. Особенно, если таким образом пытаются добиться повышения или получить назначение на новую должность. Лучше не рассказывать никому сокровенных тайн, потому что рано или поздно об этом могут узнать все.
В коллективе часто возникают конфликтные ситуации, поэтому для сохранения хороших отношений на работе нужно стараться избегать таких ситуаций либо стараться сглаживать конфликт и не развивать его. Где-то можно пойти на компромисс, а где-то лучше уступить. Конечно, делать так всегда неправильно. В коллективе может сложиться впечатление, что человек старается угодить всем. Уступать или нет зависит от того, в какой ситуации вы находитесь. Если действительно коллега может оказаться прав, а вы не совсем компетентны в каком-либо вопросе, то лучше прислушаться к его мнению, а если он просто старается навязать свою правоту безосновательно, то лучше обратиться за советом к начальству, чтобы мирно и цивилизованно разрешить данное недоразумение. Естественно, это не должно выглядеть как жалоба на коллегу (начальству не нравятся такие сотрудники), нужно подать это так, как будто вы пришли за советом.
Кроме того, некоторые коллеги стараются сами создать конфликтные ситуации, чтобы устранить конкурента (особенно это касается вновь прибывших сотрудников). Удержаться на новом рабочем месте в первый месяц очень сложно. Такие ситуации нужно игнорировать, даже если это задевает самолюбие и принципы. Ведь инициаторам конфликта нужно, чтобы человек отреагировал на провокации и повел себя недолжным образом. К сотрудникам, которые работают в компании уже давно, совсем другое отношение, к ним доверие в коллективе и у начальства уже сложилось. А вот нового сотрудника, без каких-либо объяснений, сочтут виновным в конфликтной ситуации и, скорее всего, попросят об увольнении.
Умение идти на уступки и быть хорошим дипломатом в коллективе очень важное качество. Таких людей любят и уважают. Поэтому в любой ситуации на работе нужно держать себя в руках и стараться избегать конфликтных ситуаций.