Сегодня в разговоре близкая подруга задумчиво произнесла: «Слушай, все-таки что-то происходит в этом мире… даже дети говорят, что время «бежит» — не успеваешь оглянуться, вжик — пятница…» В тот момент я поймала себя на мысли, что слышу это от разных людей по нескольку раз в день, что сама, я, не осознавая этого и, не придавая особенного значения, произнесла это уже десятки раз за последнее время… Действительно, нечто сместилось на планете, и это уже совсем не секрет. Еще на моей памяти не в каждом доме были простые проводные телефоны, они устанавливались по очереди. Говорить о том, что между пейджером и сегодняшними многофункциональными гаджетами прошло меньше двух десятков лет уже как-то и банально — сегодняшний трехлетний малыш совершенно спокойно пользуется смартфоном. Глобальные перемены вывели человечество не только на совершенно другой информационный уровень, но и соответственно повлекли за собой изменение взаимодействий, коммуникаций, образа жизни, религий и ценностей.
И вот в этот сегодняшний мир приходит ребенок, наш с вами ребенок, и, судя по всему, он тоже уже «другой», он независим и упрям, он не терпит давления, еще до школы он загружает в себя мегабайты информации, обрабатывая ее так быстро, как нам с вами и не снилось, и авторитет взрослого для него далеко не так весом, как еще поколение назад…
Но мы-то, по-прежнему, несмотря на все изменения, хотим видеть своих детей счастливыми и радостными — и вот тут наступает время, на мой взгляд, именно сегодня, сейчас, в меняющихся смыслах и вибрациях, в сокращающемся, как плотная пружина, времени, поговорить об осознанном родительстве. И для начала вполне серьезно задать себе вопрос: «А зачем я родила (или собираюсь родить) ребенка?». Попробуйте просто, без уловок и лукавства ответить себе честно — а зачем? Мне представляется, что именно с этого вопроса — даже не с ответа на него, а именно в момент, когда ты вполне искренне задаешь его себе — начинается родительская осознанность… Просто в процессе поиска ответа мы вдруг осознаем, что что-то происходит не так, как нам представлялось, и мы иногда просто не знаем — а как?
Возможно, не время и не место здесь погружаться в глубину серьезных и непростых рассуждений об осознанности и ответственности родительства — давайте просто пофантазируем… Представим себе, что Душа нашего малыша в неизвестных далеких абсолютных мирах выбрала именно нас, чтобы воплотиться в очередной раз на самой прекрасной из планет, и ваша Душа когда-то даже договорилась с ней об этом. И эта чудесная Душа выбрала именно ваше тело, чтобы в течение нескольких земных месяцев в вас творилось вселенское чудо зарождения новой жизни. И, по негласным законам и правилам, покидая в момент рождения ваше тело и, рождаясь для новой жизни и нового опыта, Душа «забывает» все свои прежние земные воплощения и начинает жить абсолютно заново на новой для нее планете…
А теперь представьте, что это вас «забросило» на неизвестную планету, где, все чужое, непонятное и незнакомое. Что — в первые мгновения? Шок? Страх? Оцепенение? Но надо же выжить! И, оглядываясь вокруг, вы видите, как движутся, общаются, живут существа, населяющие эту планету… Вы не знаете иного пути выживания, как принять существующие здесь законы и правила, и естественно, начинаете «зеркалить» все, что происходит вокруг вас…
Вот так же приходит в семью малыш. Он еще не знает другого мира, кроме мира своей семьи. И все, что он узнает о Земле, Любви, отношениях между людьми, он узнает сначала только от нас. Кто это (по-моему, Сухомлинский)? — на вопрос, когда надо начинать воспитывать ребенка ответил вопросом: «А сколько лет Вашему малышу?» «Два года» «Вы опоздали ровно на два года» — примерно так звучал диалог, как мне помнится. Я бы уточнила: «На два года и девять месяцев»…
И надо ли «воспитывать»?… Иногда мы слышим (да что там! и сами так иногда считаем) — вот подрастет немного, станет понимать что-то, вот тогда и можно будет объяснять ему какие-то важные вещи… Ан, нет! Еще не родившись, малыш воспринимает вибрации эмоций и чувств мамы, слышит оттенки голоса, интонации, ритм, с каждой минутой своей жизни впитывая наши слова, реакции, добро и зло, преданность и равнодушие — все, что будет окружать его в первые дни, месяцы, годы. Он вбирает в себя нежность и раздражение, гнев и радость, восторг и разочарование — еще не родившись, он уже ощущает и воспринимает все, что несут ему самые родные люди. Чувства и отношения не воспитываются — они впитываются, они — во всем, что окружает нашего ребенка, и в нас, в том числе. И он не ждет, когда мы объясним ему этот мир — он его сканирует и воспринимает таким, каким мир к нему приходит. И до какого-то момента единственная истина для малыша — мама. И вот тут возвратимся к вопросу: «Зачем?».
И остановимся, пусть на несколько минут, и задумаемся, от кого зависит, в какой мир придет наше долгожданное счастье, наш «другой», сегодняшний ребенок. И тогда мы поймем, что, возможно, самая истинная из всех воспитательных методик — заглянуть в себя и найти свои ответы на вопрос: «Зачем?». И в этом меняющемся, несущемся куда-то мире создать стабильный островок своей семьи, в котором наш малыш будет «зеркалить» то, что сотворим мы, то, за что мы несем персональную ответственность перед нашими детьми, то, что живет в нашем ответе на вопрос: «3ачем?».
И, может быть, тогда не станет смысла пенять на систему образования, бездарность правительства, непедагогический подход бабушки, дурное влияние друзей… и, может быть, тогда мы просто начнем сотворение Реальности, в которую приходит наш малыш, и возьмемся за созидание пространства Любви и Роста, внутри которого он сделает свои первые шаги…
Автор: Ольга Пронина (директор центра семьи и детства)