Ошибки детей как движущая сила развития

В этой статье научимся вместе с ребенком преодолевать страх перед ошибками и правильно реагировать на свои ошибки.

Как сделать ошибки полезными?

Откуда берется страх совершить ошибку?

  1. Он может перейти «по наследству». Например, если родители родителей (нынешние бабушки и дедушки) постоянно отмечали неудачи своих детей. Или если родители просто общаются так (между собой, со своим окружением, а значит, и с детьми) – подтрунивая, указывая на ошибки в благих целях, чтобы сделать друг друга лучше.
  2. Страх может появиться в детском саду или кружке. В любом коллективе, где есть взрослый, которого ребенок воспринимает как авторитет. Если этот взрослый все время отмечает ошибки, говорит, где и что исправить, малыш начинает бояться вообще что-либо делать – не дай бог, ошибется!
  3. Или же это может быть осознанный страх. Это даже и не страх по сути, а чувство ответственности. И появляется это чувство не в раннем детстве, а чаще уже в подростковом или даже взрослом возрасте. «Любое действие имеет последствия» если в двух словах.

У маленького ребенка мышление наглядно-действенное. То есть он что-то сделал – и тогда понял. И для того, чтобы понять, что ошибка – это ошибка, ему нужно непременно ее совершить и на себе прочувствовать последствия. И если один ребенок поймет с первого раза, то другому надо два, три, десять раз – но в итоге он тоже все поймет.

Далее к наглядно-действенному прибавляется наглядно-образное мышление (около 4-5 лет): увидел – понял. Например, идет девочка в красивом платье и видит, как перед ней мальчик прыгает в лужу, и его рубашка из белой превращается в грязно-коричневую. И если девочке это красивое платье ценно (именно ей, а не родителям), она в лужу прыгать не станет. Если же ей важнее не сохранить платье чистым, а насладиться свободным полетом и чудесной теплой лужей под ногами – она непременно прыгнет. Ну а потом будут последствия. Вы вместо того, чтобы пойти веселиться на праздник, отправитесь домой стирать платье.

Позже, уже после 9 лет, добавляется абстрактно-логическое мышление. Появляется осознанность, хотя и не сразу, а постепенно, с помощью значимого взрослого или большого количества собственных ошибок. Тогда уже можно ждать от ребенка понимания логических связей и последствий.

Как не развить в ребенке страх ошибиться?

Страх ошибитьсяНельзя забывать, что от реакции взрослого на детскую ошибку зависит отношение ребенка к миру. Неважно даже, как именно проявилась отрицательная реакция. Понятно, что кричать на ребенка, а тем более, бить его – это плохо и неправильно. Но если вы скажете: «Ну что ты, солнышко, зайчик-то совсем на зайчика не похож. Давай-ка подправим здесь, дай подрисую вот тут. Потренируйся еще, получится лучше», эффект будет тот же. Ребенок не оправдал ваших ожиданий, он плохой. В первом случае он будет, скорее всего, пытаться скрыть все свои последующие промахи, а значит, отдалится от вас, а во втором может вообще отказаться от деятельности. Вот так и вырастают дети, которые «ничего не хотят».

Показывайте ребенку, что ошибаться нормально, это часть жизни, и ошибаются абсолютно все. Более того, почти любую ошибку можно исправить, а если нельзя, можно перетерпеть последствия и в другой раз уже ее не допустить. Любая деятельность человека рассчитана на то, что он может ошибиться, и его исправят.

Вот, например, инженер сделал чертеж – его проверили несколько человек с разных сторон. Затем уже мастер сделал деталь по этому чертежу – и его снова проверяют не один раз. Если уж взрослых так тщательно проверяют, как можно допустить мысль о том, что маленький ребенок сразу сделает все правильно?

Например, разбил взрослый тарелку – поворчал немного и убрал осколки. А если ребенок разбил тарелку, а она, как назло, дорогая или памятная, мы ведь злимся на него, ругаемся. В этот момент надо на него посмотреть и вспомнить, что это просто маленький ребенок. Уберите. Привлеките малыша к уборке, если он достаточно большой для этого. А лет в 7-8 так и вовсе дайте веник и совок – пусть прочувствует последствия своей ошибки.

Но кричать смысла точно нет. Крик и другие не очень приятные интонации нужно приберечь для экстренных ситуаций. Когда малыш тянется к горячему чайнику, скажите: «Чайник горячий, можешь обжечься, будет больно». Если он все-таки этот чайник схватит (только вы страхуйте), он обожжется и поймет, что мама-то не зря предупреждала и не зря выбрала такую интонацию.

Как реагировать на ошибки ребенка?

Существует два подхода к ошибкам: подход Марии Монтессори и ТРИЗ-подход. В чем их суть?

  1. В системе Монтессори есть понятие презентации – когда мы показываем ребенку, как нужно обращаться с тем или иным предметом, как что-то делать.

Например, просим ребенка вытереть стол. Прежде всего, мы должны на собственном примере показать, как это делается. Если малыш просит помочь (или очень ясно дает вам понять, что ему нужна ваша помощь), спросите: «Мне показать еще раз? Может, сделать это твоей рукой?». Он выберет то, что ему поможет вы поможете стол чистый.

Если же ребенок не просит помощи и даже если он при этом делает все совсем не так, как вы показали, и у него получается из рук вон плохо, не помогайте. Просто наблюдайте за ним. Подумайте, почему он делает так. Может, он не понял или забыл, как надо? Может, у него еще для таких действий недостаточно развита координация? Когда он закончит, похвалите его. Если вы тут же броситесь его исправлять, он поймет, что не справился, что он «плохой». Лучше остановитесь на хорошей эмоции, а в другой раз покажите снова. В 2,5-5 лет у ребенка вырабатывается базовое доверие к миру и к себе. А о каком доверии может идти речь, если он все делает неправильно?

  1. ТРИЗ-подход. ТРИЗ – это Теория Решения Изобретательских Задач. Когда человек совершает ошибку, возникает сложная ситуация. А значит, интересная задача, головоломка, которую можно с удовольствием поразгадывать.

Нужно просто воспринимать ошибку не как трагедию, а как задачу. Если вы привьете такой подход своему ребенку, он будет одновременно учиться решать жизненные задачи и постигать связь каждого действия с последствиями. Тогда ему не будет страшно, и его энергия дерзновения не угаснет.

Мама помогает дочке

Популярные вопросы

  1. Если мама не исправляет ребенка при допущении ошибок, не будет ли ребенок резко реагировать на исправления других? Тренера, воспитателя.

Прямой связи нет. Лучше, когда есть хотя бы мама, которая всегда за ребенка. Если в других местах его исправляют, он знает, что у него все равно есть зона доверия, где ему будет хорошо, и это будет его поддерживать.

  1. Если ребенок сделал что-то, но гораздо хуже, чем мог бы. Как ему сказать об этом и стоит ли?

Это ожидание родителя. Вы считаете, что мог бы, а он не мог. До 10 лет вообще не ставьте планки, особенно в творческой работе. Ребенок еще не способен адекватно воспринимать критику.

  1. Если после творческой деятельности ребенок спрашивает: «Мама, у меня красиво?», а мама считает, что некрасиво. Что ответить?

Можно выделить что-то одно, какой-то один удавшийся элемент. А в следующий раз для разнообразия можете спросить ребенка, что понравилось ему самому.

  1. Как взрослому перестать бояться ошибаться?

Прежде всего, нужно осознать, что вы боитесь ошибаться. Затем – найти причину. И с ней уже работать.

  1. Ребенку год и 8 месяцев. Не пробует второй раз, если что-то не получилось с первого.

Дайте что-то полегче, что будет получаться и постепенно усложняйте. В 8-9 лет у него появится стремление делать лучше, а пока можно поделать что-то с ним вместе, например, строить башню: он ставит кубик, затем второй и прежде чем он поставит третий, и башня развалится, протяните руку и незаметно ее придержите.

  1. Ребенок неправильно держит карандаш. Исправлять не дает. Что делать? Прекратить занятие творчеством?

Уберите карандаши и ручки. Дайте ребенку маленький мелок, его просто нельзя будет взять иначе, кроме как тремя пальцами. Постепенно он привыкнет.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий