Наказывать ребенка, как?

Бить или не бить – вот в чем вопрос

Вопрос бить или не бить своих детей возникает у каждого из родителей. Реакция ребенка на простой шлепок сравнима с реакцией взрослого человека на применение к нему насилие. Чувство мести овладевает малышом, и он начинает искать способы отомстить за себя. Когда на свет появляется маленькое чудо, папа и мама окружают его заботой и любовью. Но, к сожалению, люди не совершенны, в порыве гнева или устав от бессилия в попытке урезонить маленького егозу, непроизвольно поднимается рука. Состояние аффекта объяснимо, но неприемлемо.

Взрослым следует работать над своим эмоциями, иначе может произойти физическое или моральное травмирование малыша.

Стыд, огорчение, укоры совести – расплата за необузданную ярость. Для успокоения можно просто посчитать до десяти или выйти ненадолго из комнаты, негромко хлопнув дверью. Если насилие все же произошло, следует обязательно попросить прощения у ребенка.

Метод кнута и пряника

Метод кнута и пряника считается одним из эффективных педагогических приемов. При воспитании любыми методами должна выдерживаться сбалансированность. Не стоит после применения наказания следом жалеть, баловать или ласкать ребенка. Старшим необходимо четко разграничить, когда поощрить, а когда наказать. В таких ситуациях дети могут провоцировать, а затем манипулировать родителями с целью получения пряника.

Действиям взрослых надлежит быть слаженными. Отрицательными окажутся методы воспитания, если у папы – кнут, а у мамы – пряник. Не стоит оспаривать слова одного из родителей в присутствии ребенка. Малыш быстро разберется, кто из взрослых станет волшебной палочкой для исполнения его желаний.

Главный принцип этого метода:

  • успехи ребенка не следует воспринимать, как само собой разумеющееся, их нужно выделять и поощрять,
  • серьезные проступки, не должны оставаться безнаказанными.

Справедливое и несправедливое наказание детей

насилие ребенка

Никогда не следует учинять расправу над ребенком, не разобравшись в причинах его непослушания. Зачастую поведение взрослых провоцирует малышей на совершение проступка. Нужно попытаться стать на место ребенка, это поможет прийти пониманию, почему он сделал так, а не иначе.  Дети совершают негативные действия, как правило, не имея задней мысли. Просто взрослые им своевременно не объяснили, как надо себя вести в том или не ином случае.

Прежде чем приступать к карательным мерам, следует уточнить у малыша, осознали ли он, то, что вести себя так неправильно и за плохие поступки приходит расплата. Не следует применять суровое наказание за неосознанные проступки. В данном случае уместной будет содержательная беседа.

Величина наказания за провинность не может быть преувеличена. Необоснованные и несправедливые взыскания приведут к полному отторжению чада от родителей, в том числе вызовут агрессию и непокорность у ребенка.

Правила наказания детей

При воспитании приоритеты нужно отдавать словесным порицаниям:

  • дети не воспринимают большое количество нельзя, поэтому запретов должно быть немного,
  • каждое табу подлежит объяснению,
  • на один запрет – два разрешения. Как пример: обои не разрисовываем, давай сделаем красивой старую газету либо попишем в тетради,
  • все близкие родственники придерживаются установленных запретов,
  • иногда совершать исключения из правил, например: на День рождения можешь не ложиться спать днем.

Нельзя учинять расправы над детьми за:

  • нерасторопность (случайно разбитую чашку),
  • ревнивые чувства (к родителям, братикам, сестричкам),
  • неумелые навыки (застегнуть пуговицу, завязать шнурок),
  • любознательность или активность,
  • отказ от приема пищи или от сна,
  • рассредоточенность (дети не могут долго удерживать внимание на одном предмете).

Физическое наказание детей

незаслуженное наказание

В неблагополучных семьях, где взрослые с неустойчивой психикой регулярно применяют насилие к ребенку или устраивают разборки между собой, вырастают агрессивные личности. Малыш, как губка, впитывая домашнюю атмосферу, ощущает себя ненужным существом. Он, в дальнейшем, не воспримет любую форму дисциплины.

Физические наказания, осуществляемые вне установленных в семье норм и правил, несут в себя высокую опасность для развития ребенка. Старшие люди навсегда должны запомнить, что их отвратительное настроение, усталость, финансовые трудности, не повод для телесного насилия над детьми.

Когда допустимо физическое наказание детей

Полностью отвергать физическое наказание не стоит. Когда малыш сжимает кулаки и набрасывается на взрослого, а потом получает по заслугам, это подводит его к пониманию, что реакция на силу может быть незамедлительной. Такие воспитательные меры учат ребенка владеть своими чувствами и в будущем устанавливать контакты в доброжелательной форме.

Боль способствует восприятию опасности. Потянув животное за хвост, и получив отпор в виде царапины или укуса животного, карапуз учится распознавать опасность. Уроки от полученных ожогов, ссадин, шишек помогают в дальнейшем ограничивать опасность, уходить от повторения ошибок.

Небольшая боль, полученная от любящих рук, ассоциируется с пережитыми неприятностями от опасностей. Форме взысканий надо быть лояльной: порка ремнем, а не избиение, слабый нажим на болевые точки, пощипывание мышечных тканей, а не мощное давление на органы.

Неприемлемые способы наказания

В ответ на свое телесное насилие взрослый человек может отомстить за себя и дать отпор противнику. Малыш не способен этого сделать по причине морального и физического несовершенства и зависимости от близких людей. Родителям следует помнить об этом, и никогда не применять меры дисциплинарного воздействия в виде:

  • ударов по голове и другим частям тела, несущих вред физическому состоянию,
  • нанесения телесных увечий при помощи тяжелых предметов,
  • морального унижения: Ты бестолковый, тупой, весь пошел в своего неудачника отца, в жизни ничего из тебя нормального не получится и т.д. (ребенок не способен опротестовывать унизительные оскорбления и эпитеты),
  • душевных мучений (когда малыш боится темноты, а его закрывают в темном подвале).

Прощение

подбодрить ребенкаРебенок должен не заучивать ритуальные слова прощения, он должен точно понимать, в чем заключается его провинность. Ему следует рассказать о негативных ощущениях от проступка, дать время на раздумья. В такие моменты сам взрослый понимает, что есть в чем раскаяться, а для ребенка это послужит хорошим примером как нужно извиняться.

Популярный метод наказания – поставить в угол необходимо всегда доводит до кульминационной развязки. Принцип: все постоял, но время идти обедать, прервет ход мыслей о провинности, и малыш не осознает этой ситуации.

За один проступок может быть лишь одно наказание. Не следует в дальнейшем вспоминать прощенное и использовать его при случающихся разногласиях.

Совершил проступок – исправляй!

Одним из правильных мер дисциплинарного воздействия при воспитании является тезис: совершил проступок – исправляй!, почему:

  • детям с этим затруднительно будет не согласиться,
  • метод позволяет увидеть и оценить результаты провинности,
  • в ребенке воспитывается чувство ответственности,
  • это помогает малышу быстрее анализировать ситуацию и делать правильные выводы.

Пролил воду – вытри стол, разбросал игрушки – собери, такие требования будут справедливы по отношению к малышу. Однако его родные и близкие также должны подчиняться этому золотому правилу и служит примером во всем для ребенка. Если он поймет, что эта мера в семье установлена только для него, он не будет ее соблюдать.

Способы поощрения

Поощрение должно быть актуальным, ощутимым и своевременным. Для детей, особенно маленьких, понятие времени не поставлено в четкие границы. Ставить условие малышу, что если ты всю неделю будешь убирать у себя в комнате, а воскресенье получишь мороженное, крайне неправильно. Он с трудом разбирается, что такое неделя.

В качестве поощрения лучше подарить новую игрушку, предложить сегодня сходить в парк, увеличить время прочтения интересной книжки, позволить немного дольше поиграть вечером. Особенно подарок станет интересным, если ребенок мечтал о нем, но не получил когда-то из-за совершения проступка. Можно придумать календарь, где совместно с малышом разукрашивать в цвета пройденные дни, как пример:

  • красный – все отлично,
  • оранжевый – хорошо,
  • желтый – так себе,
  • зеленый – хуже.

Больше всего радуют и мотивируют ребенка совместные игры с любящими папой и мамой.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий