Многие родители задаются вопросами, как улучшить речь чада. Какие методы для этого существуют? Есть очень много средств, с помощью которых можно добиться очень хороших результатов в улучшении речи.
Но какой же метод подойдет вашему ребенку? В этой статье мы расскажем о развитии речи детей с помощью действенного способа, который подходит и нравится абсолютно всем ребятам, посредством массажных игр.
Для чего служит пальчиковый массаж?
Массаж для пальчиков является очень важным элементом в формировании и развитии речи малыша. Легло это в основу идее из – за строения головного мозга маленьких деток. Ведь появляясь на свет малютка способен впитывать в себя знания, как губка. Мозг непрестанно работает и нуждается в регулярном поступлении новой информации для процесса развития.
Поэтому очень важно не упустить время и давать пищу для ума малышу, который интересуется всем вокруг себя.
Представленными пальчиковыми упражнениями следует уделять времени не менее пяти минут в день. В процессе ручки окрепнут, станут сильными, гибкими и подвижными. Все это даст положительную динамику для речевого развития.
Техника выполнения массажа для рук через игры
Игра «Прячем ладошки»
Две тучки прилетели
Все птички улетели
Скоро солнышко проснется
Всем нам улыбнется.
Проговаривая этот стишок зажимаем ручки в кулачки, потом ударяем кулаки друг о друга, затем откройте ладони, растопырив пальчики в разные стороны и помашите ладошками
Игра «Царапки»
Подбежала кошечка,
Наша кошка на лапках
Имеет точеные царапки
Царап – цап – цап.
Повторяя данное стихотворение сложите ручки в виде кошачьих лапок, проводите ими сверху вниз, имитируя, будто кошечка царапается.
Выбираем массажёр правильно!
Для массажа пальчиков можно применять различные массажеры:
- Колючий мяч
- Эспандер покрытый мелкими пупырышками
- Суджок и др.
Мячик
Применяя мячик при работе развиваются запястья ребенка: можно крутить его по сторонам, катить по столу, между ладонями, двумя руками. Больше всего забавляет карапузов игра в прятки с мячом (спрятали под стол, показали). В процессе игры это может быть и мяч, и ежик колючий, и солнце, рекомендуется включить фоновую песенку или исполнить самим.
Эспандер
Как может помочь при проведении упражнений эспандер? Сжать колесико, маленьким ручонкам, еще достаточно тяжело, попробуйте покрутить его между двумя пальчиками. Детишки в этом возрасте выполнить такое упражнение уже могут. Покатайте эспандер по столику. При этом также задействованы акупунктурные точки, расположившиеся на пальцах карапуза.
Суджок
Суджок – отличное средство для массажа. Внутри него находится небольших размеров пружина, но ею малышу одного года, играть будет сложновато. Ребята двух – трех лет, с радостью нанизывают пружинку на пальчики, выполняя данные манипуляции не забудьте исполнить песенку, стишок или потешку с крохой. В свою очередь, сам массажер суджок, может ходить, гостить, к каждому из пальчиков, при этом важно называть их по именам.
Пальчиковую гимнастику малышам, не достигшим одного годика, проводят, естественно, мама или папа. В основном, всем крохам это по душе. Достигнув полутора лет, ребятенок может уже самостоятельно упражняться пальчиковой гимнастикой.
Как это осуществляется?
Это может происходит следующим образом: постукивания по столу ладошками, выполнять раскатывающие движения ручками, постучать кулачками, поиграть в прятки при помощи рук. Обязательно сопровождайте упражнения стишками. Рекомендуется делать различную гимнастику сначала расслабляющую, затем напрягающую конечности ребенка.
Развитие мелкой моторики с помощью подручных средств
В современно мире, промышленность, бесспорно, очень расширилась: большое количество литературы для развития мелкой моторики, но стоимость их не бюджетна. В ходе занятия возможно использование предметов, изготовленных самостоятельно.
Первое, с чем вы можете познакомить малютку, это шнуровка. Для изготовления игры, вам понадобятся трубочки от коктейлей, которые нужно обрезать на маленькие части и вдеть шнурок во внутрь. Допускается вдевать шнуровку в трубочки хаотично, а с детками, которые повзрослее, можно усложнить задание тем, что придумать определенную последовательность, трубки сортировать, чередовать по цветам.
Не выбрасывайте старые фломастеры, они вам тоже очень понадобятся. Отсоединив колпачки от фломастеров, постарайтесь с ребеночком надеть их обратно. Это великолепное задание на цветовосприятие. Желательно, при игре вынуть оставшийся красящий стержень
Воспользуйтесь ячейкой от яичек перепелиных. С изнаночной стороны разукрасьте ячейку акриловыми красками основных цветов. Смастерите из соленого теста или из пластилина яички, размером с перепелиные, соответствующих цветов. Предложите карапузу разложить яйца по цветам, в определенные ячейки. Яички – хороший наглядный материал при обучении счета.
Далее рассмотрим такое пособие, как прищепки. Их можно купить в любом бытовом магазине. И в настоящее время, к счастью всех педагогических работников и родителей они появились основной цветовой гаммы. Изготовьте из картона солнышко. Можно использовать в качестве изучения эмоций. «Солнце загрустило без лучиков. Давайте смастерим солнцу лучи. Что произошло? Оно начало улыбаться!» С обратной стороны прорисуйте веселое светило.
Эту же работу можно проделать и с морковью. «Морковь у нас грустная была, она находилась в грядке. Ей очень захотелось выйти на свет». Присоединим к оранжевой красавице зеленые прищепочки — травку. Посмотрите, какая радостная стала морковка!
Выполним из картона птичку. Можно попросить малыша приделать хвостик воробью и крылышки, чтобы птица смогла летать. Данное упражнение расширит представления ребенка о существующих птицах.
Для самых юных малышей, используйте мозаику. Коим образом её можно использовать? Мозаика создана для деток от трех лет, так как содержит мелкие детали. Конечно, играть нужно только под чутким руководством взрослых. Проследить за тем, чтобы малыш не потянул мелкие детали в ротик.
Все шаблоны мастерятся легко и просто. Для данного возрастного периода ваши навыки художника, для малютки, находятся на второстепенном месте, поэтому все можно сделать просто силуэтно.
Важно организовать игровую ситуацию. «Тучка прилетала. Дождик разливала. Капельки на землю капали “Кап – кап”». Предложите карапузу смастерить капельки дождя.
Очень ребятишкам нравится мозаика – «Весеннее дерево». Размещая на деревце зеленые листочки, проговаривайте потешку:
Весна в гости к нам пришла
Всем деревьям зелень принесла.
Птички весело запели,
Лучики их домики согрели.Пчелы в ульи налетели,
На цветочках сытенько поели
А березки платьица недели,
Чтоб листочки тихо шелестели
В случаи осенней погоды, можно выполнить дерево с красными, желтыми или оранжевыми листьями.
Осень подарила яркие цвета.
Рыжий, красный, золотой,
Все цвета теперь со мной!
Я их вместе соберу,
И деревьям косы заплету.
Приложите на мозаику вырезанную корзинку. Попросите малютку наполнить лукошко для Михаила Потаповича.
Миша по лесу пошел
Он грибочков нашел,
Земляничка, прыгай в кадку
Мишка съест её украдкой.
Очень хорошо, если у вас есть игрушка «бибабо». Ребятам нравится с ними вести диалог. Обязательно ведите разговор от игрушки. Медвежонок должен попробовать ягодки, которые собрал для него ребенок, поблагодарить за хорошую работу малыша.
Для развития цветовосприятие можно смастерить круг с птичками различных цветов. Воспользуйтесь деревянными прищепочками, покрасьте их концы соответствующими цветами. Привлеките карапузика к выполнению хвостиков птичкам.
Птички прилетели,
Песенки запели.
Вместе весело поём,
Вкусные зёрнышки клюём.
Шаблоны можно смастерить из цветной бумаги и приложить на мозаику или прикрепить при помощи канцелярской мастики.
Массаж лица, как средство для развития речи
Лицевой массаж – это один из методов активного механического воздействия, делает лучше состояние мышц, а также благотворно сказывается на нервах, кровеносных сосудах, тканях периферического аппарата речи. Массаж способствует повышению эластичности волокон мышц, объему, силе, сократительной функции и работоспособности мышц.
При нарушениях тонуса артикуляционного аппарата активно применяют логопедический массаж. Массаж выравнивает тонус, это способствует усовершенствованию произношения звуков, слов.
Существуют противопоказания для осуществления массажа, это различные инфекционные заболевания, болезни кожи, наличие на губах герпесов.
Лицевой массаж стоит проводить в убранной, проветренной, теплой комнате. У человека, осуществляющего кожный массаж должны быть продезинфицированы руки, смазаны специальным кремом. Следите за длиной ногтей, перед проведением процедуры коротко подстригайте их, иначе можно нанести телесные повреждения. Первая процедура не должна занимать по времени три – пять минут. Выполняя массаж, убедитесь, что ребенок не испытывает болевых ощущений.
Начать массаж следует с нежных поглаживаний со стороны плечевого пояса, потом поднимаемся к лицу. Выполняем легкие поглаживания от бровной части к волосам. Опускаемся к челюстной части, проходим по жевательным мышцам. Укрепляем лицевую мускулатуру за счет поглаживаний, разминаний, растираний.
Важно сконцентрировать внимание на точечном массаже. Необходимые точки, отвечающие за правильное дыхание носа, находятся над бровями. Оказывая влияние на них, можно предотвратить наступление различных болезней дыхательных путей или приблизить выздоровление.
Затем переходим к разминанию щечных, жевательных, скуловых, круговых ротовых мышц. Не оставляем без внимания подъязычную кость. Она отвечает за моторику языка, а отсюда следует, что и за звукопроизношение тоже ответственна.
Массаж для языка необходимо начать выполнять с разминаний. Сначала кончик, затем боковые края. Осуществляйте растягивание языка по 7 раз в разные стороны. Делать это нужно очень осторожно.
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, чем раньше родители начнут приемы логопедического массажа, тем лучше будет формироваться речь ребятенка.
Используя все вышеперечисленные рекомендации, вы сможете сформировать у любимого человечка отличное мировосприятие, развить грамотную речь, мелкую моторику рук, сформировать расширенное представление об окружающем мире. Воспитывайте детей с любовью и у них никогда не возникнет сложностей на жизненном пути.