Этот сложный период проходят все дети, за редким исключением. Но прежде чем говорить непосредственно о кризисе, давайте разберемся, что же такое развитие?
Что такое развитие?
Для того чтобы наша жизнь была счастливой и успешной, наш опыт должен соответствовать нашему уровню развития. Периодически что-то одно уходит вперед. В эти моменты и наступает кризис. Это отнюдь не легкий период. Нам приходится выходить туда, где мы никогда прежде не бывали, туда, где нас ждут открытия. Но в то же время кризис – это очень хорошо. Он означает, что есть развитие, что мы движемся вперед. Появляются новые возможности, навыки, умения, опыт. Каждый кризис выводит нас на новую ступень. И кризис трех лет – один из самых острых после рождения.
Как понять, что это именно кризис?
Психологи выделяют семь признаков, и если вы замечаете за своим ребенком хотя бы 4 из них, значит, это не просто капризы.
- Негативизм. Ребенок говорит «нет» тогда, когда это не приносит ему никакой выгоды.
– Хочешь конфетку?
Нет.
- Упрямство. Настаивает на своем, противопоставляя себя тому, что сказал взрослый.
Сними кофту, тебе ведь жарко.
– Нет, не буду!
- Строптивость. Говорит «нет» правилам. Тоже не имея особой выгоды, проверяет, каковы последствия нарушения правил.
Пойдем мыть ручки.
Нет, не пойду!
- Своеволие. Отказывается принимать помощь от взрослых. Делает так просто потому, что хочет делать именно так.
Может, будешь копать ямку в другом месте?
Нет, я хочу здесь.
- Обесценивание. Не принимает то, что еще недавно любил. Отрицает значимость некоторых вещей, которые до сих пор были важны.
Давай почитаем твою любимую книжку.
Нет, убери ее, она мне не нравится!
- Протест. Ведет себя так, как будто со всеми воюет. Начинает нападать без повода, ведет себя агрессивно, протестует против всего. Становится очень некомфортным в общении.
Не хочу! Не буду! Не трогайте меня!
- Деспотизм. Пытается командовать родителями. Настаивает на своем, независимо от собственной выгоды.
Дай, я сказал!
О чем говорит начало кризиса?
Начало кризиса означает, что ребенок готов к изменениям. Он подошел к тому, чтобы узнать что-то новое, чему-то научиться, к тому, чтобы развиваться дальше. И мы должны меняться вместе с ним. Наша задача – понять, что он готов меняться и помочь ему это сделать. Нам нужно начать предоставлять ему некую свободу, пересмотреть прежние правила и границы.
Во время истерик с ребенком бывает крайне сложно договориться. Первое желание – просто сделать то, что он хочет. Однако не стоит забывать о том, что он еще мал для того, чтобы отвечать за свои желания. Он не знает, почему хочет чего-то. И тут мы должны оставаться взрослыми и продолжать нести ответственность. Например, если он съест лишнюю конфету перед обедом – ничего страшного, поест попозже. Но если он отказывается лечь спать вовремя, а вы видите, что сон ему сейчас необходим, важно настоять на своем. Да, сдаться легче, но малышу необходимы границы, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Что делать, когда вы поняли, что у ребенка начался кризис трех лет?
Главное – помнить, что это когда-то закончится. Не нужно воевать со своим ребенком, не нужно требовать от него беспрекословного подчинения во всем. Ему сейчас нужна ваша помощь. От того, как вы себя поведете, зависит и результат этого кризиса, каким ребенок из него выйдет.
Западные психологи говорят о том, что в этот период родитель становится тренером для своего ребенка. Он учится говорить «нет». Ваша функция – дать ему возможность научиться этому. Даже если кризис проходит без истерик, малыш все равно нуждается в помощи.
Хорошая новость состоит в том, что можно начать готовиться заранее. Постепенно, видя, что ребенок развивается, можно давать ему больше свободы, менять взаимоотношения, пересматривать границы. Тогда кризис может пройти очень спокойно и почти незаметно.
Что будет, если не делать ничего?
Надо обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Иногда родители могут ничего особенного не делать, и все складывается как будто само собой. Но в других случаях кризис затягивается до 4-5 лет. Хотя в норме он длится от 2 недель до 2-3 месяцев.
- Если кризис затягивается, надо подумать: почему ребенок так себя ведет, в каких ситуациях, перед кем.
- Оцените ситуацию вокруг ребенка: не слишком ли много стресса для него, как ведут себя дедушка с бабушкой, как ведут себя родители, все ли хорошо в супружеских взаимоотношениях.
- Среда тоже влияет: в какой комнате он живет, не приходится ли ему часто переезжать с места на место, нет ли братьев или сестер-подростков, которые оказывают на него влияние.
- Также пересмотрите свои отношения с ребенком: как вы себя ведете в кризисных ситуациях, что вы позволяете делать ему, что не позволяете, насколько последовательно запрещаете или разрешаете что-то. Вообще, последовательность – основа хороших отношений с ребенком, нельзя об этом забывать.
Как определить, что кризис пройден?
В этом случае ребенок переходит на новую ступень, он становится спокойным и уравновешенным. Он начинает понимать, чего хочет, может четко это сформулировать и предпринять шаги к исполнению. Например, захотел выпить соку – пошел на кухню и налил. Он гордится тем, что может, гордится собой, начинает осознавать, что он хороший.
Кроме того, малыш начинает договариваться. Не просто соглашается или отказывается, а предлагает свое решение. Он также может спокойно остаться без родителей в знакомой обстановке. Когда ребенок знает, что с ним все будет хорошо, даже если рядом нет мамы, он начинает играть самостоятельно. Вообще, он многое начинает делать сам, и ему это нравится. Ему не нужен взрослый рядом, который скажет, что и как делать.
А если это не кризис, а только капризы?
Проанализируйте ваши с ним отношения, ваше взаимодействие. Наблюдайте за ребенком. Пересмотрите границы, ищите новые решения. Подумайте, почему так происходит, и что вы можете изменить. Чаще всего причина либо в избытке ограничений, от которых ребенок пытается избавиться, либо в отсутствии каких бы то ни было границ вообще.
Также дело может быть в том, что родители все решают за ребенка в то время, когда у него уже появляется собственное мнение. В таком случае надо по-новому выстраивать отношения.
Ответы на частые вопросы
- Кризис прошел, но если сын хочет пить, просит, чтобы мама налила. Хотя он прекрасно может сделать это сам.
Это проблема с самостоятельностью. Спросите, почему он сам не может или не хочет этого делать. Или сами предположите. Может, он боится сделать ошибку. Или был подобный опыт, который закончился неудачей. Возможно, его поругали, и он теперь не хочет повторения. Обратите внимание, как вы реагируете на те поступки, которые хотите, чтобы он совершал (наливал себе воду).
- Дочь категорически отказывается выйти из магазина без новой игрушки, падает в истерике на пол.
Девочка просто хочет получить игрушку и не знает, как себя вести можно, а как нельзя. Но решение все равно остается за взрослым. Вы должны его принять и пояснить ребенку, почему оно именно такое. Если игрушку вы сегодня покупать не хотите, вынесите ребенка на улицу и пожалейте его. Он справится со своими переживаниям и все будет хорошо.
- Ребенку 3,5 года. Когда мама уходит из дома по делам или на работу, он без проблем остается с бабушкой, играет, читает с ней. Если же они сидят с мамой вдвоем, и в комнату заходит бабушка – он ее прогоняет, грубит. Как объяснить ему, что это нехорошо?
Возможны разные варианты. Во-первых, ребенок видит, что бабушка появляется тогда, когда мама уходит, и не хочет маму отпускать. Во-вторых, он в данный момент хочет побыть вдвоем с мамой. Может, ему хочется проводить с ней больше времени. В-третьих, он может быть просто не готов или не в настроении. Спросите его, в 3,5 года ребенок уже может сказать, почему поступает так, а не иначе.
- В стрессовой ситуации ребенок сразу начинает истерику и убегает в другую комнату. Как ему помочь?
Нужно уметь увидеть, как именно вашему ребенку легче справиться с проблемой. Главное не успокоить ребенка, а помочь ему почувствовать себя в безопасности, понять, что все в порядке, вместе с мамой они со всем справятся. Он все равно хороший, мама всегда на его стороне. Быть чутким родителем – значит знать, что именно малышу нужно, чтобы почувствовать себя хорошо. Может, надо дать ему поплакать, может, пожалеть, может, взять на руки. Слушайте своего ребенка и ориентируйтесь на его поведение, а не на советы.
Ну и не забывайте о себе. Когда у ребенка кризис, а родители уставшие, они не смогут ему полноценно помочь. Высыпайтесь, правильно питайтесь, гуляйте, отдыхайте побольше. Если родители в хорошем настроении, если они любят своего ребенка, то смогут справиться с любыми кризисами.