Читая в детстве сказки, мы иногда невольно хотим стать похожими на полюбившегося героя или героиню. Но, прежде чем брать с кого-то пример, стоит разобраться, чему именно мы хотим подражать и стоит ли это делать.
Поколению 80 90-х повезло гораздо больше, чем детям двухтысячных. Еще не успев пересмотреть все мультфильмы Диснея, мы по-настоящему познакомились с классикой отечественной и зарубежной сказки. Изучив как следует букварь, в возрасте шести лет я с азартом принялась за чтение детских книжек. Первой и незабываемой как раз стала история о забавном деревянном мальчугане, который очень любил приврать. Речь, конечно же, о «Золотом ключике, или Приключениях Буратино». Наверное, каждый маленький читатель выбрал себе любимого персонажа и на протяжении всего действия особенно сопереживал именно ему: озорному Буратино, романтичному Пьеро, кокетливой Мальвине, преданному Артемону или задиристому Арлекину.
В основе «Золотого ключика» лежит итальянская сказка Карло Коллоди «Пиноккио» конца XIX века. История несносного деревянного мальчишки, у которого после каждого вранья чуть-чуть вырастал нос, частично повторяется, однако Алексей Толстой вносит существенные изменения в образ своих героев, они оживают и целиком захватывают внимание. Некоторые критики даже разглядели в отечественных персонажах современников автора. Кукла с голубыми волосами — не исключение. Ироничное авторское отношение к Мальвине проявляется в ее имени, пришедшем из древнегерманского языка и означающем «нежная», «слабая». Однако во времена Толстого оно уже приобрело довольный пикантный подтекст — так иногда называли женщин легкого поведения. Такие нелепые на первый взгляд догадки подтверждает и образ жизни героини — она ничего не добывает своим трудом, за нееработают звери. Это уточнение автора придает образу будничность: «Звери, птицы и некоторые из насекомых очень полюбили ее — должно быть, потому, что она была воспитанная и кроткая девочка. Звери снабжали ее всем необходимым для жизни. Крот приносил питательные коренья. Благородный пудель Артемон приносил булки».
Несмотря на непривычное для современника имя, героиня сказки наделена вполне земными женскими качествами, над которыми потешается автор, от зацикленности на собственном внешнем виде до снисходительного отношения к окружающим. Совокупность гипертрофированных черт характера сказочной девочки у современной женщины проявляется в «комплексе Мальвины».
И хотя данное определение не научное, оно довольно точно выявляет причины поступков и образ мыслей обладательницы такого комплекса. Одна из главных особенностей характера девушки-Мальвины — невыносимое поучительство: каждый должен вести себя как подобает.
— Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
— Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
— Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» — подумал Буратино.
Привычка воспитывать проявляется у такой девушки в профессиональной и личной сферах жизни, что не позволяет обзавестись обширным кругом друзей. Такое поведение связано с флегматическим темпераментом нашего сказочного объекта исследования. Имея устойчивое и непоколебимое представление об устройстве отношений, нормах поведения и организации окружающего мира, Мальвина пытается все подвести под общий знаменатель «правильно», который вызывает сомнения. Будучи обладательницей скорее спокойного характера, такая девушка бурно отреагирует на нарушение ее «идеального» мира. Катализатором ссоры станут неубранные вещи или «неприемлемый» внешний вид: «Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, — сказала девочка. Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться».
Постоянство в отношениях — одно из главных достоинств этого педанта. Мальвина не бросится в объятия первого встречного рыцаря, а будет с упорством маньяка перекраивать любимого человека под себя. Заслужить внимание и любовь такой героини непросто. Ее избранник должен четно вписываться в тот образ, который она выбрала для своей высокой любви. А вот кто этот идеал, она сама не всегда знает.
Казалось бы, для такой капризной девушки наиболее подходящей пассией является мазохист Пьеро, готовый падать на колени перед возлюбленной. Однако она отвергнет страдальца из-за его слабого характера. Его дифирамбы, лирика и трепетное отношение вскоре начнут ее раздражать: «Пьеро пытался утешать ее стихами. Мальвина затопала на него ногами: «Вы мне надоели, надоели, мальчик! Сорвите свежий лопух, — видите же — этот весь промок и в дырках».
Мальвина нуждается в мужском плече, и тут на помощь приходит сильный, способный сориентироваться в любой ситуации холерик Буратино. Как несложно догадаться, каждое его решение вызывает недовольство придиры, однако только такой персонаж способен справиться с зацикленной на себе куклой.
Девушка-Мальвнна эгоцентрична. Она не просто не способна принять иную точку зрения, но всеми силами попытается переубедить «заблуждающегося» человека. В любой конфликтной ситуации такая личность попытается сохранить лицо: «Жаба глядела выпученными глазами на эту суету и опять сказала: «Карабас Барабас с полицейскими собаками будет здесь через четверть часа». Мальвина побежала переодеваться».
Для «реальной» Мальвины, как и сказочной куклы, принципиально важно из сложной ситуации выйти с чувством собственного достоинства. В этом проявляется артистизм самовыражения. Безусловно, нашему персонажу присуще эстетическое отношение к жизни — собственное тело и внутренний мир она рассматривает как холст, куда должны ложиться только красивые и гармоничные сюжеты: «Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках — цветочная пыльца».
Мальвина заботится об эстетическом развитии окружающих. Мы часто наблюдаем подобные сцены в театре, музее или опере: скучающий муж и наслаждающаяся собственными высокими вкусами жена. Мужчине рядом с такой упрямой и непримиримой девушкой будет нелегко. Ему всегда придется выбирать между чувством собственного достоинства и правом принимать решения самостоятельно либо оставаться с уязвленным мужским самолюбием. Немногие представители сильного пола готовы раз и навсегда распрощаться с «мужиком» внутри себя ради любимой. Такое терпение окупится в семейной жизни: аккуратистка всегда позаботится о домашних. Держать свой кукольный дом в порядке ее кредо. Столь обязательная и исполнительная в быту.
Мальвина плохо справляется с ролью матери. Родительский долг и желание воспитать правильного ребенка превалируют над любовью. Она всегда стремится сделать детей похожими на себя: девочку — красивой и опрятной, а сына — дисциплинированным и сдержанным. Такая мать серьезно ограничивает творческий потенциал детей, так как всегда указывает на образец для подражания — себя.
Знакомство с несносной девушкой-Мальвиной может ужаснуть читателя, однако не стоит расстраиваться, если вы увидели в себе хотя бы несколько из перечисленных привычек. В каждой из нас хотя бы раз в жизни заговорит капризным и не терпящим возражений голоском упрямая кукла. Привычка воспитывать идет из детства — сначала мы строим отношения между игрушками, в юности играем с чувствами первой любви, а уже во взрослом возрастом нет-нет да и «пилим» близких. Конечно, можно объяснить такое свое поведение всеобъемлющим желанием сделать мир и окружающих людей лучше. Однако не стоит забывать, что главное наше отличие от куклы Мальвины человечность и настоящая женственность. Значит, мы в состоянии контролировать свое поведение, эмоции и чувства. Прежде чем прочитать очередную нотацию и поучать других, подумайте, не заблуждаетесь ли вы в своих убеждениях. Не совершите ошибки, принимая поспешное решение, чтобы потом не пожалеть о сказанном и сделанном.
Автор: Валерия Жидких