Часто ли ваш ребенок впадает в историку, в гневе раскидывая все игрушки вокруг и круша все на своем пути? Многие родители сталкиваются с такой проблемой постоянно. Попробуем разобраться с психологической точки зрения как действовать.
Дайте ребёнку отсердиться
Большинство детских психологов согласны в том, что в момент гнева ребёнка надо оставить на короткое время в покое. Особенно это касается детей постарше и подростков. С малышами можно находиться рядом, но не пытаться их обнимать или удерживать силой, если только на это нет очень веских причин. Когда вспышка гнева проходит, большинство детей начинают плакать. Вот тогда-то самое время подойти к ребёнку и обнять его. Если малыш всё ещё продолжает немного сердиться, можно сесть рядом и подождать, когда он сам выразит желание общаться.
Магические средства
В ситуации, когда очевидно, что ребёнок вот-вот выйдет из себя, не следует спешить с объяснениями или уговорами. Это только ухудшит положение. Прежде всего надо выразить ребёнку понимание его состояния, и для этого детские психологи советуют применять два очень эффективных метода.
Для маленьких детей стоит попробовать метод интервью. Спокойным и дружелюбным тоном малышу задают короткие вопросы, требующие ответа да или нет. Например такие, как ты огорчился, потому что тебе не купили эту машинку? или тебе было так весело играть с Машей? Обязательно нужно дать ребёнку время ответить кивком или словами. Когда ребёнок подтверждает, что взрослый правильно понял его чувства, ситуация уже становится спокойнее. Теперь можно перейти к объяснениям, почему было сделано то, что рассердило малыша.
Для детей постарше лучше работает метод утверждений. Взрослый сначала в утвердительной форме выражает понимание причин негативной реакции ребёнка, затем объясняет собственные действия. Я понимаю, что ты рассердился, когда тебе не купили эту шоколадку. Шоколад, конечно, очень вкусный! Но если его есть много, то зубы портятся, и нужно будет идти к врачу. Давай договоримся, что мы едим сладости только по субботам!
Скандал на публике
Всем случалось наблюдать ситуацию, когда дети громкими криками и плачем выражали своё крайнее негодование в особенно неподходящих для этого местах магазине, детской поликлинике, кафе. Здесь уже нет времени на интервью или разговоры. Какие же варианты действий возможны? Правильным ли будет просто взять ребёнка на руки и уйти из общественного места? Психологи подтверждают, что это вполне допустимо, но надо учесть несколько моментов. Сначала нужно дать малышу ясный сигнал, что его поведение неприемлемо: В магазине мы говорим вполголоса. Успокойся, или мы должны будем уйти. Не следует повторять это несколько раз. Если маленький скандалист не успокаивается, нужно осуществить своё предупреждение.
Не угрожайте в ответ
И малыши, и дети постарше часто в порыве гнева выкрикивают угрозы. Это может звучать несерьёзно и даже забавно, но может быть действительно обидно и ранить чувства родителей. Нужно просто помнить, что в такие моменты ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям и отвечать ребёнку угрозой на угрозу, но с ним следует обязательно поговорить об этом сразу после того, как злость уляжется, и ситуация стабилизируется.
Не теряйте цель из виду
Не упускайте из виду педагогический потенциал ситуации. Разрешая любой конфликт с детьми, родители одновременно выступают для них ролевой моделью поведения в подобных ситуациях в дальнейшем. Дайте своему ребёнку возможность научиться правильно вести себя в конфликтной или эмоционально-напряжённой ситуации, что сослужит ему хорошую службу в будущем.
Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).