Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детского психолога

Процесс привыкания к детскому саду может протекать достаточно проблематично: со слезами, протестом, отказом идти утром в детский сад, непринятие воспитательницы, обида или страх перед сверстниками, ужас перед няней, несоответствие желаемого социального статуса реальному в детской группе (например, хочет быть лидером, но никто за ним не идет, очень общительная девочка, но никто с ней не играет).

Если ребенок принес из дома в детский сад какую-то вещь или игрушку, то какая реакция должна быть у воспитателя? Он должен не отобрать игрушку, а отвлечь ребенка, вовлечь его в игры с другими детьми в 2-3 года внимание ребенка легко переключается.

Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детского психолога

Необходимо заранее поговорить с родителями о том, какие вещи и игрушки можно и нельзя приносить в детский сад, чтобы не вызвать агрессию со стороны других воспитанников группы.

Дети часто берут в садик свои игрушки, т.к. в дошкольном учреждении незнакомая обстановка, чужие люди и дети, а ребенку так нужно ощущение дома/защищенности, особенно когда рядом нет любимых мамы и папы.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Стоит подробнее разобрать причины, из-за которых ребенку трудно ( иногда даже невозможно) адаптироваться к детскому саду.

Интервью с основателем Маминой школы Олесей Новиковой о том, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду в видео:

Особенности детей

Трудности в адаптации к садику могут возникнуть у следующей группы детей:

  • Тревожные дети,
  • Не умеющие играть, не ощущающие взаимодействия с участниками ролевых игр,
  • Чувствительные с повышенной привязанностью, сильно зависимые от мамы,
  • Дети с нервно-психическими нарушениями,
  • Ребенок-левша, когда все вокруг правши + все заточено под правую руку в детском саду. Проблема ориентирования в пространстве и на занятиях ИЗО.

Какие трудности возникают у детей?

Проблемы с едой

Когда наблюдается несоответствие режима питания дома и в детском саду. Как результат такие дети не хотят ничего есть в детском саду, ничего не хотят принимать от воспитателя, педагога, которые с ними занимаются. И еда становится той проблемой, на которой заостряется внимание малыша и грозит букетом заболеваний, начиная с расстройства ЖКТ, до кариеса. А самое худшее, что родители вследствие этого могут начать покупать вредную еду и сладости, оправдывая себя: Лишь бы поел!.

Проблемы со сном

Если в привычной домашней обстановке ребенок не спит в положенное время тихого часа, то  важно заранее приучить спать в дневной сон в примерные часы сна в ДОУ. Тогда дети  будут засыпать сразу и будет меньше проблем с дневным сном в детском саду.

Стоит особо обратить внимание родителям на этот пункт, если  у ребенка нет дневного сна, или сон приходится уже на вечернее время после 4 часов дня.

Проблемы с туалетом

Ребенок так же, как и не хочет есть, часто не хочет ходить в туалет в детском саду. Либо он терпит до дома, либо постоянно ходит в штаны. Для него это новая ситуация и эта проблема часто выливается в достаточное «острое» состояние ребенка и может даже вызвать  невротический ночной энурез и энкопрез,  вызывая другую проблему, когда ребенок какается в штаны.

Кроме того, если дома ребенок привык ходить в туалет в уединении, в садике совместный туалет (мальчики и девочки – все вместе). Ребенок в этой ситуации будет напряжен, возбужден и не может расслабиться. 

Особенности темперамента ребенка

У детей-холериков наблюдаются яркие эмоциональные реакции в период привыкания. Если наоборот, дети-флегматики более медлительны, они не успевают за тем режимом в детском саду, который им задают воспитатели.Такому ребенку нужно помочь больше, чем другим детям, и будет сложно адаптироваться в детской группе.

Отношение родителей к адаптации

Конфликтность

Родители передают свой негативный настрой ребенку. И в детский сад ребенок приходит уже заведенный, раздраженный, с повышенным напряжением из-за того, что родители конфликтовали по какой-либо причине.

Проблема взаимоотношений между родителями в семье. Они передают весь этот негативный фон ребенку.

Дефекты воспитания самих родителей, если, например, родители обсуждают воспитателя при ребенке – тем самым они негативно настраивают ребенка (малыш чувствует, что мама как-то не очень довольна воспитателем).

Недостаточный навык общения у родителей, семейная закрытость. У необщительных родителей и ребенок вырастет необщительным. У таких детей подозрительность, настороженность в общении со сверстниками, склонность к предвзятым оценкам, категоричность суждений, неуверенность, тревожно-мнительные черты характера. А возраст 4-8 лет – это очень важный возраст для общения и игр со сверстниками, умения разрешать конфликты вместе с ними.

Проблемы воспитателей и детского сада

Воспитатель в детском саду

  • Отсутствие грамотных воспитателей.
  • Другой режим дня, нежели дома. Дома ребенок совершенное другой, он не привык к тому, что делается в садике и дома.
  • Большое количество детей вокруг. Вообще, оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Если больше, то общение начинает складываться по другим критериям: образуются небольшие группировки.
  • Высокий шумовой фон в группе. И если вы спросите у детей, у кого к концу дня болит головы, многие пожалуются.
  • Нервные и авторитарные воспитатели, часто кричат, бьют детей.
  • Эмоциональное выгорание воспитателей. Согласно проведенным исследованиям, после 10-12 лет проведенной работы для педагога выражены симптомы эмоционального выгорания.
  • Совместимость воспитателя и ребенка. Если педагог холерик, а ребенок флегматик, то его этот ребенок будет раздражать. Сможет он свой темперамент перестроить, если он очень яркий холерик?
  • Левополушарная направленность воспитания и обучения, рационализм, эмоциональная негибкость. Это излишнее увлечение освоением различных предметов.

Вывод: Все эти причины создают ситуацию, когда ребенок долгое время не адаптируется к детскому саду. Когда он в течение длительного времени пребывает в состоянии настолько тяжелом, что ему потом нужна помощь.

Решение проблемы

Задайте себе вопрос «Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?» Любая программа адаптации должна подстраиваться под конкретного ребенка, под его особенности.

Индивидуальный подход к ребенку

Здесь нужно учитывать интересы, склонности и особенности психологического состояния ребенка.

Средние сроки адаптации к детскому саду (учитывайте, что чем старше ребенок, тем больше сроки адаптации): в яслях – 7-10 дней, в дошкольном возрасте – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

В нормальной семье адаптация к дошкольному учреждению при поддержке родителей происходит быстро, в неблагополучной семье – долго.

До 3-х лет у детей, подверженных нервным расстройствам, при посещении яслей скорее будут проявляться беспокойство, страх, депрессия, вялость, заторможенность, безучастность. Для нервно-соматически ослабленных детей необходим свободный режим посещения детского сада, либо в группу короткого дня.

Доктор Комаровский: «Детский сад не для того, чтобы жрать, а чтобы бегать, уставать и изучать мир»

Детский педиатр Евгений Комаровский о том, надо ли отдавать ребенка в детский сад в видео:

Для ребенка в детском саду важно общение. Его нужно подключать в игры с предпочитаемой подгруппой общения для завязывания контактов. Т.е. с теми детьми, с кем хочет играть сам ребенок.

Эмоционально подвижные игры

Игры с масками, куклами и игры в «Детский сад». Эта игра очень хороша для проигрывания тех проблем, которые есть у ребенка. Можно проводить игру при минимальном количестве участников: мама, воспитатель, ребенок. Важно при этом, чтобы ребенок посмотрел на себя со стороны (чтобы он осознал свои проблемы на эмоциональном уровне), чтобы он побыл в роли воспитателя или другим ребенком, а мама – взяла бы роль его (мальчика, который не хочет ходить в детский сад, который плачет по утрам).

Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).Задать вопрос

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий