Индивидуализм – это черта личности и принцип поведения, проявляется в одностороннем и исключительном отношении человека к собственной индивидуальности, в стремлении отделиться от коллектива, общины, группы, противопоставить себя другим людям.
Индивидуализм традиционно рассматривается как отрицательная черта. Его угроза заключается в том, что он ведёт к анархии, беспринципности, к нежеланию признавать нормы общественной морали и соблюдать их. Он формирует привычку руководствоваться только своими субъективными желаниями, вкусами, намерениями, порождает эгоизм и высокомерие, стремление видеть во всём только свою пользу, игнорируя интересы других людей, презрительно относясь к ним.
Концепция национальной системы воспитания, подчёркивая развитие каждой индивидуальности, одновременно акцентирует внимание на формировании у молодого поколения коллективистских, гражданских черт характера, умение считаться с другими людьми, при необходимости – уступить какими-то своими желаниями.
Индивидуализм порождается недостатками и ошибками, прежде всего, семейного воспитания, среди которых следует выделить чрезмерную опеку в отношении ребёнка, когда родители пытаются удовлетворить каждую его прихоть, создают вокруг него своеобразный культ.
В таких условиях ребёнок растёт эгоцентричным, считая, что все вокруг и существует лишь для того, чтобы удовлетворить его желания. Если ситуация не меняется, то эгоцентризм постепенно трансформируется в индивидуализм. Серьёзная ошибка, которая вызывает развитие индивидуализма – чрезмерное захваливание ребёнка, постоянное подчёркивание его особых способностей. Под влиянием такого отношения у него постепенно возникает самоуверенность, самодовольство, ребёнок начинает ставить себя выше других, противопоставляет себя коллективу, группе, общине, требует особого отношения к себе.
В юности, в период активного самоопределения, формирования характера, усиливается внимание и интерес к самому себе, повышается чувство собственной ценности. Если этот активный внутренний процесс не сочетается с активным участием в общественной жизни, с товарищескими взаимоотношениями в коллективе старшеклассников, взрослых, учителей и т. д., у такого ученика могут также пробудиться индивидуалистические настроения. Создаётся иллюзия, что весь интерес, красота и многогранность жизни сосредоточены только в нём самом, а все окружающее его – серое, будничное, примитивное, малооригинальное. Отсюда желание отделиться от других, поставить себя над ними, подчеркнуть свою оригинальность.
Если такие индивидуалистические настроения сочетаются с моральной неразвитостью, может возникнуть ситуация, когда ещё незрелая, слабая личность становится на путь нигилистического отношения к людям, к общественной морали, а это, в свою очередь, приводит к открытому цинизму и даже преступности.
Профилактическую работу с целью предотвращения появления у ребёнка индивидуализма следует начинать ещё в дошкольном возрасте. Определяющим является формирование черт, противоположных индивидуализму – чуткости, доброты, коллективизма, желание быть полезным другим, чувствовать радость заботы о других членах семьи. То есть, уже в этот период ребёнок должен чётко осознать, что он живёт среди людей и должен не только пользоваться их вниманием, заботами, трудом, но и осуществлять определённые функции.
Опыт показывает, что дошкольники с большим удовольствием включаются в деятельность, которая приносит радость матери, отцу, бабушке, дедушке, старшей (младшей) сестре или брату. Это чувство следует всячески укреплять, распространять, выходя за пределы семьи. То есть, надо отбросить те взаимоотношения между взрослыми и ребёнком, которые формируют у него эгоцентризм.
Ребёнок должен почувствовать, что он не является главной фигурой в семье, внимания и заботы заслуживают, прежде всего, взрослые, которые много работают, устают, а от него также ждут посильного участия в решении семейных дел.
Нужно отбросить и слепое любование и восхищение ребёнком. Это следует заменить проявлением подлинного уважения к учебному труду и домашним обязанностям ребёнка, к усвоенным им знаниям и умениям, к его мыслям, чувствам, разумным потребностям. Такое уважение очень импонирует детям и в то же время не порождает у них самодовольства, высокомерия, других индивидуалистических черт характера.
Родители должны проявлять интерес к общественной жизни ребёнка и поощрять его участие в общественных делах класса, школы, детских организациях, а в более зрелом, юношеском возрасте помочь правильно разобраться в том, что составляет истинную ценность личности, как обогащает молодого человека высокое благородное призвание служения своему народу, Родине.