Сегодня мы начинаем разговор о том, как детям играть, как делить игрушки. Почему именно игрушки? Потому, что игрушки тоже имеют символ статусных вещей. И они теснейшим образом связаны с территорией, с местом, где ребенок живет. Мой дом моя крепость, мои игрушки , часть меня - так дети относятся к своим вещам.
У любого ребенка есть право играть самому. Без компании старших или младших. И мы это право должны всячески поддерживать.
И, конечно, у детей, которые живут вместе, так или иначе, возникают совместные игры. И наша задача - помочь детям играть вместе. Чем младше дети, тем сложнее им взаимодействовать. Но мы можем направлять их, подсказывать, поддерживать. Гасить лишние эмоции, поддерживать удачные решения и т.п.
Однако важно не увлекаться ролью арбитра всегда и везде. Иногда бывает полезно просто понаблюдать и не вмешиваться в детское взаимодействие - возможно, дети и сами найдут отличный выход из той или иной ситуации.
Но также как и во всем остальном, сначала мы активно участвуем, потом играем вместе с детьми на равных, а потом предлагаем детям играть самим. И лучше не сталкивать их лбами до того, как вы убедитесь, что они могут с этим справиться. А проявить мудрость и даже в некоторой степени хитрость, чтобы найти такой вариант, который устроит всех. Заодно и дети научатся находить компромисс и адаптироваться.
Конечно, старший ребенок, как более опытный и умелый, будет задавать тон и где-то он будет вести за собой младшего. Где-то, может быть, он будет его даже эксплуатировать. Где-то игры не будут получаться. Но надо искать и стремиться к компромиссам. Многое в руках взрослого человека. А дети гибкие и подвижные существа. Они выживут в любой ситуации, приспособятся к любым новым условиям, если им дать такую возможность и помочь адаптироваться. Если игры у ваших детей не получаются, еще раз обратите внимание на .
Как поделить игрушки?
Давайте сначала подумаем, что такое игрушка для ребенка? Только ли это предмет для манипуляций и игр, с которым можно что-то сделать? Или это немного больше?
Конечно больше. Игрушка это эмоции, часто довольно сильные и яркие, это сенсорный опыт зрительный, осязательный, обонятельный. Игрушка - это сильный якорь, глядя на который, ребенок вспоминает игры и переживания, которые были с нею связаны. Любимые игрушки это еще и чувство безопасности, защищенности. Это то, что служит для ребенка проводником между ним самим и окружающим миром. То, что подтверждает стабильность окружающего мира: я тут, мои вещи тоже тут, все в порядке.
Это именно то, почему дети не особо-то любят делиться своими игрушками. Особенно теми, которые для них важные, любимые и значимые. Отдать что-то по доброй воле только потому, что мама сказала, что надо делиться и нельзя быть жадным - для ребенка невероятно трудный шаг.
Действительно трудный. Такой же трудный как для вас отдать малознакомому человеку свою машину или любимое платье, или даже просто любимую книжку. Пусть даже он и утверждает, что с этим предметом ничего не случится и он все вернет в целости и сохранности.
И даже если у ребенка мало опыта и он не знает что случается с тем, что бывает неразумно отдано, природа не дает ему легко расставаться с тем, что нравится, что приятно и вызывает хорошие чувства. А тут приходит взрослый и говорит надо делиться, нельзя быть жадиной. А если еще и был у ребенка опыт, когда взрослый говорит одно, а на деле все выходит совсем не так, как малыш понял и ждал, то и о доверии взрослому говорить сложно.
Но в это же время нам надо как-то поделить игрушки между нашими детьми. Что мы тут можем сделать: Выделяем игрушки под названием для общего пользования.
Путь это будут строительные наборы, кубики, конструкторы, посудка, игровая еда, материалы для творчества, материалы для игр (тряпочки, веревочки, палочки, подушки, игровая одежда и т.п.), наборы животных. Одни словом, все то, что состоит из разных частей и что может быть использовано в общих играх.
Единственный момент - этих предметов должно быть действительно достаточное количество. Потому, что если у вас будет 10 деталей конструктора, этого не хватит детям, если они будут играть в него одновременно.
Из оставшихся игрушек выделяем игрушки личного пользования для каждого из детей. Про них мы прямо так и говорим : это твоя машинка, это твоя кукла. Игрушки, которые были определены как личные - это действительно любимые и самые востребованные игрушки ребенка. Даже если это не кукла, а, например утюг, но ребенок хочет постоянно иметь ее в поле зрения (спать с нею, гулять, регулярно играет) - это более чем достаточное основание, чтобы она попала в категорию личных вещей.
Из того, что осталось мы выделяем игрушки, которые никому вообще не интересны и ими никто никогда не играет. Их мы либо выкидывает совсем (чтобы не накапливать в игрушках никому не нужный хлам), либо убираем в ящик на временное хранение. И будем позволять залезать в этот ящик детям в том случае, если у них вдруг возникнет спор из-за каких-либо игрушек.
А то, что осталось и бывает детьми востребовано, но лишь периодически - тоже попадает в категорию общих игрушек.
Количество личных игрушек зависит от возраста ребенка.
- Малышу в 1-2 года более чем достаточно 2-3 личные игрушки.
- В 3-5 лет это будет 5-7 игрушек.
- 5-10 лет - около 10.
У более старшего ребенка количество личных предметов будет примерно таким же или чуть-чуть большим. И это будут уже не столько игрушки, сколько канцелярские принадлежности, рюкзаки и прочие атрибуты приближающейся юности. Но и игрушки у ребенка могут оставаться любимые куклы, плюшевые звери, машинки или самолетики.
- Подумайте, как вы можете выделить или организовать свою территорию для каждого из детей. Желательно, чтобы она соответствовала возрастным особенностям каждого ребенка. И у ребенка была возможность в этом месте уединиться, если он этого пожелает.
- Подумайте над тем, какие статусные предметы у вас дома есть. И какие у вас с ними взаимоотношения. Особенно это касается детских статусных предметов.
- Подумайте над четкой иерархией места в вашем доме, машине, даче (и других местах, где вы регулярно бываете) кто где сидит, кто где одевается, кто где ест и прочее.