Игры с детьми, личные и общие игрушки

Сегодня мы начинаем разговор о том, как детям играть, как делить игрушки. Почему именно игрушки? ­ Потому, что игрушки тоже имеют символ статусных вещей. И они теснейшим образом связаны с территорией, с местом, где ребенок живет. Мой дом ­ моя крепость, мои игрушки , часть меня ­- так дети относятся к своим вещам. 

У любого ребенка есть право играть самому. Без компании старших или младших. И мы это право должны всячески поддерживать.

И, конечно, у детей, которые живут вместе, так или иначе, возникают совместные игры. И наша задача ­- помочь детям играть вместе. Чем младше дети, тем сложнее им взаимодействовать. Но мы можем направлять их, подсказывать, поддерживать. Гасить лишние эмоции, поддерживать удачные решения и т.п.

Однако важно не увлекаться ролью арбитра всегда и везде. Иногда бывает полезно просто понаблюдать и не вмешиваться в детское взаимодействие -­ возможно, дети и сами найдут отличный выход из той или иной ситуации.

Но также как и во всем остальном, сначала мы активно участвуем, потом играем вместе с детьми на равных, а потом  предлагаем детям играть самим. И лучше не сталкивать их лбами до того, как вы убедитесь, что они могут с этим справиться. А проявить мудрость и даже в некоторой степени хитрость, чтобы найти такой вариант, который устроит всех. Заодно и дети научатся находить компромисс и адаптироваться.

Конечно, старший ребенок, как более опытный и умелый, будет задавать тон и где­-то он будет вести за собой младшего. Где-­то, может быть, он будет его даже эксплуатировать. Где-­то игры не будут получаться. Но надо искать и стремиться к компромиссам. Многое в руках взрослого человека. А дети гибкие и подвижные существа. Они выживут в любой ситуации, приспособятся к любым новым условиям, если им дать такую возможность и помочь адаптироваться. Если игры у ваших детей не получаются, еще раз обратите внимание на .

Как поделить игрушки?

Дети делят игрушки

Давайте сначала подумаем, что такое игрушка для ребенка? Только ли это предмет для манипуляций и игр, с которым можно что-­то сделать? Или это немного больше?

Конечно больше. Игрушка это эмоции, часто довольно сильные и яркие, это сенсорный опыт зрительный, осязательный, обонятельный. Игрушка -­ это сильный якорь, глядя на который, ребенок вспоминает игры и переживания, которые были с нею связаны. Любимые игрушки это еще и чувство безопасности, защищенности. Это то, что служит для ребенка проводником между ним самим и окружающим миром. То, что подтверждает стабильность окружающего мира: ­ я тут, мои вещи тоже тут, все в порядке.

Это именно то, почему дети не особо-­то любят делиться своими игрушками. Особенно теми, которые для них важные, любимые и значимые. Отдать что-­то по доброй воле только потому, что мама сказала, что надо делиться и нельзя быть жадным -­ для ребенка невероятно трудный шаг.

Действительно трудный. Такой же трудный как для вас отдать малознакомому человеку свою машину или любимое платье, или даже просто любимую книжку. Пусть даже он и утверждает, что с этим предметом ничего не случится и он все вернет в целости и сохранности.

И даже если у ребенка мало опыта и он не знает что случается с тем, что бывает неразумно отдано, природа не дает ему легко расставаться с тем, что нравится, что приятно и вызывает хорошие чувства. А тут приходит взрослый и говорит надо делиться, нельзя быть жадиной. А если еще и был у ребенка опыт, когда взрослый говорит одно, а на деле все выходит совсем не так, как малыш понял и ждал, то и о доверии взрослому говорить сложно.

Но в это же время нам надо как­-то поделить игрушки между нашими детьми. Что мы тут можем сделать: Выделяем игрушки под названием для общего пользования.

Путь это будут строительные наборы, кубики, конструкторы, посудка, игровая еда, материалы для творчества, материалы для игр (тряпочки, веревочки, палочки, подушки, игровая одежда и т.п.), наборы животных. Одни словом, все то, что состоит из разных частей и что может быть использовано в общих играх.

Единственный момент -­ этих предметов должно быть действительно достаточное количество. Потому, что если у вас будет 10 деталей конструктора, этого не хватит детям, если они будут играть в него одновременно.

Из оставшихся игрушек выделяем игрушки личного пользования для каждого из детей. Про них мы прямо так и говорим : это твоя машинка, это твоя кукла. Игрушки, которые были определены как личные -­ это действительно любимые и самые востребованные игрушки ребенка. Даже если это не кукла, а, например утюг, но ребенок хочет постоянно иметь ее в поле зрения (спать с нею, гулять, регулярно играет) -­ это более чем достаточное основание, чтобы она попала в категорию личных вещей.

Из того, что осталось мы выделяем игрушки, которые никому вообще не интересны и ими никто никогда не играет. Их мы либо выкидывает совсем (чтобы не накапливать в игрушках никому не нужный хлам), либо убираем в ящик на временное хранение. И будем позволять залезать в этот ящик детям в том случае, если у них вдруг возникнет спор из-­за каких-­либо игрушек.

А то, что осталось и бывает детьми востребовано, но лишь периодически -­ тоже попадает в категорию общих игрушек.

Количество личных игрушек зависит от возраста ребенка.

  • Малышу в 1­-2 года более чем достаточно 2-­3 личные игрушки.
  • В 3-­5 лет это будет 5-­7 игрушек.
  • 5-­10 лет -­ около 10.

У более старшего ребенка количество личных предметов будет примерно таким же или чуть-чуть большим. И это будут уже не столько игрушки, сколько канцелярские принадлежности, рюкзаки и прочие атрибуты приближающейся юности. Но и игрушки у ребенка могут оставаться любимые куклы, плюшевые звери, машинки или самолетики.

  1. Подумайте, как вы можете выделить или организовать свою территорию для каждого из детей. Желательно, чтобы она соответствовала возрастным особенностям каждого ребенка. И у ребенка была возможность в этом месте уединиться, если он этого пожелает.
  2. Подумайте над тем, какие статусные предметы у вас дома есть. И какие у вас с ними взаимоотношения. Особенно это касается детских статусных предметов.
  3. Подумайте над четкой иерархией места в вашем доме, машине, даче (и других местах, где вы регулярно бываете) ­ кто где сидит, кто где одевается, кто где ест и прочее.
Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий