Пассивная, холостая фантазия не только бесполезна, она даже вредна, поскольку уводит человека от реальности куда-то в зазеркалье, где воображаемая жизнь бурлит, но на самом деле ничего не происходит.
Фантазия должна быть полезной, созидательной, то есть побуждать к творчеству, давать пищу сердцу и уму, вдохновлять на создание нового, преобразование и улучшение старого. Такую фантазию можно и нужно развивать с детства.
Необходимые для творчества черты характера и свойства ума: воображение, память, умение сосредоточиться, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, комбинировать, устанавливать связи и закономерности – формируются в процессе воспитания, обучения и практической деятельности.
Первые шаги в творчестве делаем вместе
Основы продуктивного воображения закладываются у ребенка еще в дошкольный период и развиваются в начальных классах. Процесс творчества требует определенного жизненного опыта, поэтому необходимо создавать условия для его обогащения новыми яркими образами, разнообразными ощущениями, практическими умениями и навыками.
Важно также формировать готовность к творческой деятельности: уверенность в достижении цели, способность управлять собственной эмоционально-волевой сферой, умение устанавливать и поддерживать партнерские отношения с другими участниками творческого процесса.
В этом плане очень эффективны проблемные задания: найти ответ на вопрос Почему так происходит?, Что общего?, Как это действует? и т. п. Необходимо также чередовать различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Но главное – ребенку нужно как можно чаще предоставлять право выбора в различных аспектах творческой деятельности, будь то идея, форма или способ реализации.
Все это помогает детям преодолевать неуверенность, привычку следовать готовым алгоритмам, формирует способность импровизировать, рассматривать различные варианты, искать собственное решение.
В эмоциональной жизни дошкольников и младших школьников ведущую роль играет семья. Поэтому следует приобщать взрослых ее членов к процессу детского творчества в качестве партнеров и зрителей. Дети очень любят творить вместе с родными и для них, что является дополнительным творческим стимулом. Формы организации такой деятельности разнообразны:
- Упражнения по развитию образной речи.
- Игры с элементами театрализации.
- Инсценированные праздники.
- Изготовление сувениров, игрушек, праздничной атрибутики из природных, оберточных и упаковочных материалов, пластиковой посуды.
- Выставки детских работ и продуктов семейного творчества.
В начальной школе, которая является новой ступенью социализации, их дополняют такие формы работы:
- Интерактивные познавательные занятия (викторины, ток-шоу, брэйн-ринги).
- Создание проектов (Дерево рода, Интересные семейные традиции, Лучший семейный отдых, Коронное семейное блюдо, Гордость семьи и др.).
- Участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах.
Время творческих перемен
В подростковом возрасте характер творческой деятельности меняется. Она становится направленной, приобретает специфические черты, соответствующие способностям подростка, которого теперь интересует не только процесс творчества как таковой, но и его практическая ценность.
Это связано с особенностями протекания психических процессов, трансформацией мотивационной сферы и наличием предыдущего творческого опыта. Подросток осознает, что результат гораздо лучше, если задача соответствует способностям. Творчество для него является способом реализации столь актуальной в этом возрасте потребности самоутверждения. На вооружении педагогов разнообразие обучающих методов, направленных на дальнейшее развитие творческого мышления подростков. Вот некоторые из них:
- интерактивное обучение,
- метод вопросов и ответов,
- метод дискуссии,
- метод тренингов.
Суть интерактивного метода во взаимодействии всех участников процесса познания, когда происходит обмен мыслями, идеями и знаниями. Объединенные общей целью, партнеры анализируют все высказанные предложения, уточняют детали, дополняют и выбирают наиболее конструктивные способы деятельности. Все это должно происходить в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи.
Формулировка вопроса – процесс творческий. Вопрос можно превратить в сложную задачу, требующую серьезного анализа. В него можно вложить различный смысл: прямой, иносказательный, юмористический, философский, саркастический. Его можно окрасить множеством эмоциональных оттенков. То же касается и ответов. Умению правильно задавать вопросы, как и отвечать на них, ребенка нужно учить!
Метод дискуссии используется для открытого обсуждения и решения спорных вопросов, в процессе которого школьники учатся анализировать различные аспекты проблемы, уважать чужую точку зрения, целенаправленно излагать собственные аргументы и суждения. Результатом может стать улучшение взаимопонимания, новый взгляд на вопрос, совместное принятие решения.
С помощью тренинга отрабатываются, развиваются и закрепляются приобретенные в процессе обучения творческие умения и навыки.
Тема занятия определяется заранее, чтобы участники тренинга чувствовали себя более уверенно. Работа строится на позитивной мотивации и активности всех членов группы. Задания подбираются таким образом, чтобы максимально задействовать оба эти фактора. В результате растет личная компетентность каждого и улучшается психологический микроклимат всей группы.
Как и зачем изучать свойства предметов
Умение анализировать свойства предметов с целью дальнейшего эффективного их использования – важная функция творческого мышления и предмет целенаправленного обучения, которое осуществляется с помощью определенных приемов:
- сравнения,
- обобщения,
- классификации,
- систематизации,
- смыслового соотнесения.
В процессе сравнения ребенок учится определять свойства различных предметов, сопоставляя их. Это дает юному исследователю возможность увидеть особенности, которые раньше были незаметны для него и проявились только в процессе сравнения.
Следующий шаг – формирование умения находить общие и отличительные свойства сначала двух, затем группы предметов. После этого можно перейти к выделению существенных и второстепенных признаков. Группирование предметов по наличию общих существенных признаков и есть обобщение.
Используя приемы сравнения и обобщения, ребенок учится классифицировать: распределять предметы по классам на основании существенных признаков. Следует четко определять основание для классификации, поскольку многие предметы обладают целым набором свойств, поэтому их можно причислить к различным классам.
Все предыдущие приемы являются предпосылками для формирования умения систематизировать: определять закономерность размещения ряда предметов, объединенных общим свойством. Для большей эффективности практикуют введение в упорядоченную группу нового объекта, свойства которого нарушают закономерность расположения остальных.
Соотношение предметов по смыслу – это установление определенных связей между ними. Основанием являются различные типы отношений: по принципу часть – целое (страница – книга), причина – следствие (туча – дождь), изделие – материал (ваза – стекло), по функциональному сходству (зонт – плащ) или противоположности (карандаш – ластик). Смысловое соотнесение – это способность быстро определять такого рода связи.