Недавно были обнародованы результаты исследования, которое проводилось университетами США вместе с социальной сетью Facebook. Участие в этом эксперименте (правда, без собственного согласия) приняли около 700 тысяч человек. Результатом стало наблюдение влияния на интернет-пользователей, производимое через изменение новостной ленты. Если пользователь видел минимум позитивных постов, то его настроение ухудшалось, он начинал сам публиковать информацию с негативной эмоциональной окраской. И наоборот, пользователи становились более веселыми, если видели меньше отрицательных новостей. Это явление названо эмоциональным заражением или инфекцией. Мы чувствуем эмоциональный фон социальной сети, перенимаем его, а он, в свою очередь, оказывает влияние на наше настроение.
Данное исследование не принесло ничего нового в науку. Ведь эмоциональное заражение в психологии – это известный термин. По-английски это явление называется Emotional Contagion.
Сам термин означает тенденцию к копированию или синхронизации движений, реакций, интонаций, выражений лиц или поз, которая служит для эмоционального сближения с собеседником. У ученых нет единого мнения, можно ли называть эмоциональное заражение автоматической реакцией, или она выражается осознано.
Эмоциональное заражение – это явление, с которым мы ежедневно сталкиваемся в обычной жизни. Мы заражаемся эмоциями других людей, инфицируем их собственными чувствами. Кроме того, эмоциональные изменения у собеседника человек осознает за считанные секунды. Даже меньше, для «заражения» достаточно 125-200 миллисекунд. Это явление наблюдается у людей всех возрастов. Например, младенцы быстро понимают эмоциональный фон своих матерей, даже стараются копировать выражения их лиц. Проявление настроения требует обратной связи, характер которой существенно сказывается на субъективных переживаниях.
Нет ничего удивительного, что и в виртуальном пространстве можно наблюдать это явление. Естественно, что заражение эмоциями передается и через сеть.
В принципе, эмоциональная инфекция может влиять на нас как положительно, так и отрицательно. Негативное воздействие – это слепое следование чужому настроению и реакциям. Положительное влияние связано с самоконтролем. Мы стараемся управлять собственными эмоциями, замечать изменения и контролировать свое состояние. Например, уверенный оратор легко может передать оптимистический настрой всей аудитории. Здесь для выступающего важно не «заразиться» скукой, которая обычно возникает у слушающих. Негативные и скептические настроения в семье или в рабочем коллективе – результат того же эмоционального инфицирования. Также оно является одной из причин успеха харизматичных лидеров – они передают свой настрой окружающим, поэтому те тоже начинают излучать оптимизм и уверенность.
Сложности с экспериментом Facebook
Многие люди, например, политические деятели или активисты, назвали это исследование скандальным и пугающим. Всемирный протест накрыл социальную сеть, однако эти волнения, скорее всего, быстро пройдут. У исследования Facebook даже появилось резкое определение – «эксперимент по манипулированию эмоциями пользователей».
Марк Андрессен, предприниматель, инженер и инвестор из США, сказал, что эксперимент практически не отличается от A/B-тестирования. Венчурный фонд Andressen Horowitz владеет акциями социальной сети, а Facebook уже получил печальные предсказания о финансовых потерях, которые связывают с экспериментом. Есть мнение, что рассматривая картинки в Интернете, фотографии девушек или котиков, нажимая на кнопки, мы неосознанно участвуем в исследовании компании, которая воздействует на наше настроение, эмоции и решения. Но есть и возражение, что любые рекламные предложения, любые ссылки – это некая игра, у которой есть свои правила (купить – не купить). А социальная сеть предназначена не для этого, она не играет по этим правилам. Здесь люди хотят только общаться, читать новости своих друзей. Однако возражение смело можно назвать наивным.
Эксперимент вызвал серьезные обсуждения. Одни называли его неэтичным, другие приводили в пример медиасферу и политику, где сплошь и рядом представлено эмоциональное заражение и подражание. Естественно, что это правда. Однако определенная часть общества высказала свои опасения, что социальная сеть может сознательно вызывать депрессии или эмоциональные подъемы. Другая часть общества возмутилась, что некоторые проигнорировали подобное шокирующее исследование. Еще одна группа людей серьезно заинтересовалась возможностью манипулировать настроением пользователей социальной сети.Социальная сеть – это серьезный бизнес. Не стоит недооценивать ее, не видеть влияния, которое она оказывает на людей. Существует множество способов (которые всем известны), когда пользователь видит именно ту рекламу, которая может его заинтересовать, именно те предложения, на которые он откликнется.
Как следует реагировать на исследования подобного рода? Стоит понять, что оно бы точно состоялось рано или поздно. Можно ли назвать это предательством со стороны Facebook? Вроде бы социальная сеть выложила все результаты в открытый доступ. Стоит сказать спасибо, что эксперимент по манипулированию настроением не остался в тайне, что пользователи узнали о нем. Это можно назвать уважением, ведь людям открылись все преимущества и недостатки этого инструмента.
Современный человек должен воспитывать в себе критичность мышления и независимый взгляд. Сегодня в мире господствует эра манипулирования и информационной войны. Мы должны внимательно следить за характером той информации, которую получаем. Гигиена общения играет значительную роль. Теперь вы знаете, что новостная лента может оказывать на вас влияние, поэтому уже находитесь на шаг впереди. Более того, теперь вы в курсе, что причиной депрессии могут стать негативные посты, следовательно, будете подбирать себе позитивное окружение. И наконец, это же только социальная сеть. Если проводить там меньше времени, то и воздействие будет минимальным. Существует и другая жизнь за пределами Facebook. Хоть здесь тоже присутствует эмоциональное заражение, оно хотя бы исходит от ваших друзей и близких, а не от посторонних людей.