Что делать, если ребенок врет?

Многие современные семьи сталкиваются с тем, что дети обманывают родителей ещё с дошкольного возраста. И тут начинается усиленный анализ с их стороны того, каковы собственные ошибки, и что подобным поступком хотел сказать ребёнок.

Если ложь была замечена за трёхлетним малышом, то переживать ещё нет смысла. В этот промежуток времени он неспособен чётко разграничивать понятия фантазии и реальности. Для него всё происходящее – это правда, в которую ребёнок безоговорочно верит.

Даже когда малыш сделал какую-то шалость, то предпочтёт сказать, что виновник случившегося – волшебник. Причём говорит об этом очень убедительно. Он переносит сказочные и вымышленные события вместе с их героями в реальную жизнь. Для него это игра, с помощью которой познаётся мир. То же самое следует из ситуации, когда ребёнок якобы летал на Луну или играл с Котом в Сапогах.

Подобные ситуации можно объяснить ещё и с точки зрения того, что до трёх лет у детей не функционирует внутренняя речь, свойственная более позднему периоду развития. Поэтому малыши говорят абсолютно всё приходящее им в голову.

ребенок задумался

А вообще, этот период пересекается со вторым кризисом, когда ребёнок психологически перестаёт быть полностью зависимым от матери. Он уже многие вещи выполняет самостоятельно, без неё, и делает попытки манипулировать родителями для достижения своих целей. Но когда это не получается – приходит на помощь обман. На данном этапе малышу необходимо дать понять, что такие методы не работают и не все потребности будут удовлетворены в тот же миг.

После того как чадо перешагнуло трёхлетний (иногда и четырёхлетний) рубеж, начинают проскакивать первые попытки анализа своих и родительских поступков. Ребёнок задаётся вопросами: за что он был наказан? Как заслужить похвалу? Почему мама расстроилась?Таким образом, он учится устанавливать причинно-следственные связи.

Уже ближе к шести годам его мышление полностью готово к тому, чтобы осознанно делать какие-то поступки, просчитывать возможные варианты развития событий. Ещё  одним достижением становится способность изворачиваться, чтобы не быть наказанным. Лучшее, что он смог придумать – это обмануть.

Почему ребёнок врёт?

Мотивация для совершения такого поступка довольно разнообразна. К наиболее распространённым причинам детской лжи относятся:

  • Нежелание быть наказанным. В каждой семье отношение к его формам разное. Очень многое зависит от того, что привнесли родители. Ведь они поневоле тоже копируют модель поведения своей матери или отца. Если их отличала излишняя строгость – то, вполне вероятно, что такое же отношение будет и к собственным детям.

Часто бытует мнение, что проще устроить провинившемуся взбучку, и проблема будет решена без особых усилий. Так он запомнит надолго, что врать нехорошо.

Когда ребёнок видит физическое наказание как единственно верную его форму, то начинает испытывать страх. А он, в свою очередь, сеет недоверие к родителям. Тогда появляется скрытность и учащаются случаи обмана. Всё равно никто не будет разбираться, в чём дело. Получать – значит, так тому и быть.

  1. Слишком много нельзя. Часто родители, стремясь оградить ребёнка от различных соблазнов, способных его испортить, устанавливают излишне большое количество ограничений. Например, не дружить с Петей, потому что он из неблагополучной семьи. Хотя сам друг может быть вполне разумным и спокойным. Одним словом – противоположностью родителям. Это во внимание не берётся. Главное – перестраховаться.

Другой вариант – запрет на прогулки вне двора, прилегающего к дому. Дети очень подвижны, и удержать их на одном месте крайне сложно. Возможно, на соседней площадке больше качелей или много вишнёвых деревьев, на которые так хочется залезть.

Часто родители запрещают смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, ходить гулять, когда ребёнок плохо себя ведёт в школе или приносит оценки гораздо ниже, чем может заработать. Проще всего сказать нельзя, сделав из этого наказание.

разговор с ребенком

Только нужно учитывать, что долго так не продлится. Безусловно, некоторое время эти ограничения будут действовать. Но, когда ребёнку надоест – он начнёт изворачиваться, придумывать причины задержки из школы, чтобы хоть как-то погулять с друзьями. В данном случае, родителям важно найти золотую середину, чтобы не испортить отношения с ребёнком, и, в то же время, оставаться для него авторитетом.

  • Желание быть лучшим. Такое поведение может быть вызвано постоянной родительской критикой. Как бы ребёнок ни поступил, он слышит, что можно было сделать лучше. Гораздо хуже, когда его ещё и с кем-то сравнивают. Естественно, что сначала он будет прятать все следы своих промахов: вырывать страницы дневника, тетрадей, терять поломанные игрушки, порванные вещи, сопровождая эти события сказочными историями. В более старшем возрасте ребёнок учится разграничивать, что стоит говорить, а о чём лучше промолчать.
  • Статусная ложь как способ самоутверждения. Если у ребёнка нет уверенности в своей значимости, то, прибегая к обману, он пытается её получить. Это касается как семьи, так и детского коллектива. Вот тогда и начинается приписывание себе особых черт характера, преувеличение своих возможностей. Чаще всего дети придумывают, что связаны кровными узами с некоторыми публичными и известными личностями, надеясь после такого почувствовать уважение и принятие в коллектив как полноценного его члена. Правда, они не задумываются о том, что когда обман раскроется – над ними снова посмеются.
  • Родительские ожидания выше возможностей ребёнка. В таком случае дети врут, если чувствуют, что не могут достичь поставленной планки. Они приписывают себе ряд успехов в надежде получить похвалу.

Родители здесь тоже неправы. Возможно, у сына нет способностей к баскетболу, и известным спортсменом ему никогда не стать. Не стоит посредством ребёнка пытаться реализовать свои несбывшиеся мечты. Ведь сын или дочь имеют право на собственный путь личностного развития. В противном случае дети чувствуют себя неполноценными. Ведь родители ими постоянно недовольны.

  • Желание оправдать поступок. Часто бывает, что ребёнок, сделав пакость, пытается переложить свою вину на другого человека, который даже понятия не имеет о случившемся. Такие оправдания ему совсем не в пользу. Поступая подобным образом систематически, он и во взрослой жизни будет искать виновных в своих проблемах.
  • Патологическая ложь. Ребёнок может не осознавать, что обманывает. Рассказывая что-то, он автоматически додумывает и приукрашает ситуацию. Такое поведение не всегда поддаётся коррекции и может быть вызвано психологическими травмами.

Что предпринять родителям

родители задумались

Заметив, что обман становится для ребёнка нормой, родители ни в коем случае не должны оставлять всё на самотёк. Ведь ему ещё жить среди других людей, налаживать отношения в рабочем коллективе, создавать семью и воспитывать собственных отпрысков. Они могут выбрать одну из моделей поведения:

  • Нагнетание у ребёнка чувства страха. Для этого за каждый обнаруженный случай обмана родители должны ограничивать его в увеселительных мероприятиях, просмотре любимых телепередач, игре за компьютером, прогулке с друзьями, сладостях. А для закрепления эффекта – можно периодически напоминать о том, что обманывать нехорошо, оплеухой.

Только важно учесть, что выбрав такой способ борьбы с враньём, можно не рассчитывать на доверие со стороны сына или дочери.

Дети от этого становятся более обозлёнными и, наоборот, чаще прибегают к обману.

Они будут руководствоваться принципом а вдруг повезёт, мама с папой ни о чём на этот раз не догадаются, и наказание не последует.

  • Поощрение и похвала. Нельзя постоянно детей во всём ограничивать за наименьшую провинность и физически наказывать. Рано или поздно такой метод перестанет действовать. Лучше поменять тактику сразу.

Не стоит агрессивно реагировать на проступки ребёнка. Выяснять причины произошедшего нужно в доброжелательном тоне, подчёркивая, что родители всегда поддержат и не оставят наедине с проблемой. Важно, чтобы он чувствовал искренность намерений и любовь. Это повысит его уверенность в себе и поспособствует нормализации отношений со всеми.

Хорошо, когда родители хвалят не только за первые места, занятые на олимпиадах или спортивных соревнованиях, но и просто за активное в них участие. Ребёнок должен понимать, что побеждать нужно исключительно честным путём. Если этого не вышло, то, заняв второе или третье место, можно тоже неплохо себя проявить. Даже при достижении таких результатов он достоин похвалы и поощрения.

  • Личный пример родителей. Можно сколько угодно времени провести за нравоучительными беседами по поводу вранья, и не добиться никаких результатов. Причиной этому послужат противоположные поступки матери или отца.

открытая семья

Дети всё схватывают очень быстро. Им не составляет труда уловить несоответствие родительских слов – действиям. Поэтому важно перестать обманывать самим даже в мелочах. Яркий пример тому телефонный звонок. Часто мама, когда не хочет говорить с собеседником, просит сына или дочь сказать, что её нет дома. Казалось бы, что здесь такого? Можно себя оправдывать, но обман всё равно остаётся таковым. Подобных жизненных ситуаций много. Поэтому нужен чёткий контроль над своим поведением.

Причин детского обмана достаточно. Главная задача родителей – сохранить доверительные отношения. Тогда бороться с проблемой будет намного легче.

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий