Адаптация к школе: основные трудности

Прозвенел Первый звонок и начались обычные учебные будни. Для первоклассников этот период и очень интересный, и самый сложный. Почему же ребенку иногда бывает трудно адаптироваться к школе? Причин может быть множество.

Ребенок не ходил в детский сад

Дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад, адаптацию к школе переносят в несколько раз сложнее. Это связано с тем, что они не привыкли к коллективу, выполнению определенных требований и соблюдению норм поведения.

Дети, которые воспитываются дома нянями или бабушками, привыкли быть в центре внимания.

Им непривычно, что в школе учитель относится ко всем одинаково. Дети, посещавшие дошкольное учебное заведение более адаптированы к коллективу, научились общаться со сверстниками, выполнять поставленные задания и придерживаться определенных норм поведения. Таким образом, им легче адаптироваться в новой школьной среде.

Ребенок пошел в школу очень рано

Рекомендовано отправлять детей в школу с семи лет или близко к этому возрасту. Известно, что шестилетние дети намного сложнее переносят адаптацию в школе. У них еще не полностью сформирована психика и физиологически они менее выносливы. А ведь школа требует четкого режима, выдержки высидеть все уроки.

Ученными доказано, что у детей, которые пошли в школу в шестилетнем возрасте и раньше чаще наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а именно с осанкой, и здоровьем в целом. Доказано, что только к семи годам ребенок может научиться контролировать свое поведение, и благодаря этому малышу легче адаптироваться в новой социальной среде.

Ребенок не имеет минимального уровня знаний необходимого для школы

трудности в учебетрудности в учебеБывают ситуации, когда дети плохо подготовлены к школе, а учитель ориентируется на большинство. В таких случаях ребенок начинает отставать. И это все происходит на фоне адаптационного периода. Для того чтобы избежать подобной ситуации родителям рекомендовано заранее узнать требования знаний для первоклассника в той школе куда планируется записать ребенка.

Иногда родители ориентируются на престижность школы, не понимая, что уровень требований там может быть совсем не такой как в обычных школах.

Для этого существует множество кружков, развивающих центров и других занятий, позволяющих подготовить малыша к школе. Ребенку и так будет сложно в физиологическом и эмоциональном плане, а если он еще и начнет отставать по учебной программе, малышу вдвойне будет тяжелее адаптироваться в новой среде.

Ребенок гиперактивный или слишком стеснительный

Характер ребенка играет немаловажную роль в сокращении сроков адаптации в учебном заведении. Гиперактивные дети сталкиваются с проблемой непонимания со стороны учителя, так как учебный процесс требует определенной выдержки и жестких рамок поведения. Дети меланхолики могут быть слишком спокойными, а иногда и невнимательными, что может повлиять на их успеваемость.

Стеснительные дети испытывают трудности в общении со сверстниками, и адаптация у них может занять больший промежуток времени. В среднем адаптационный период длится на протяжении двух месяцев. Но это очень индивидуально для каждого ребенка.

Выделяют три периода адаптации по степени сложности:

  1. Легкий период адаптации. Ребенок адаптируется к школе на протяжении одного — двух месяцев. Такие дети быстро заводят друзей, хорошо вливаются в учебный процесс, с радостью посещают школу.
  2. Средний период адаптации. Ребенок адаптируется к школе на протяжении первых полгода. Такие дети могут иметь небольшие трудности в обучении и социальной адаптации.
  3. Тяжелый период адаптации. Ребенок больше чем полгода не может адаптироваться к школе. Такие дети плохо усваивают учебный материал, нередко отстают. Они могут проявлять агрессию на фоне плохого поведения.

Родители – это те люди, которые в первую очередь должны помочь ребенку в период адаптации к школе. Здесь главное проявить внимание, заботу, поддержку и набраться терпения. Не нужно торопить события, пусть все идет своим чередом. Ребенку сложно привыкнуть к иному стилю обучения. Ведь в дошкольном учебном заведении дети привыкли учиться в процессе игры.

домашнее задание

Выполнение домашнего задания – это немаловажная часть обучения в школе. Для малыша это нечто новое и непривычное. Родителям рекомендовано приучить ребенка самому выполнять домашнее задание, предоставляя необходимую помощь. Не нужно чтобы ребенок привыкал к тому, что выполнение домашнего задания это не его обязанность, а забота родителей.

Конечно же, вначале малыш не обойдется без поддержки родителей. Но не стоит делать задания за него, пусть малыш сам учится думать. А обязанность родителей пусть будет лишь мягко направлять и контролировать процесс. После школы, дайте ребенку немного отдохнуть, и только после этого пусть приступает к выполнению домашнего задания. Если у ребенка есть необходимость сделать небольшой перерыв в процессе выполнения, предоставьте ему такую возможность.

Для снятия напряжения, в период адаптации в школе, скопившегося за время учебной недели рекомендовано отдохнуть и отвлечься в выходные дни.

Родители в этом незаменимые помощники. Организуйте время выходных дней так, чтобы на все хватило времени как на отдых, так и на домашние дела. Ребенка порадует поход в кино, театр, зоопарк или просто семейная прогулка в парке. Это отвлечет малыша и даст необходимый заряд энергии на следующую неделю.

Любовь и забота – главные помощники родителей в такой непростой для ребенка период как адаптация в школе. Всегда интересуйтесь делами ребенка, узнайте, как прошел его день, что интересного случилось в школе, отвечал ли он на уроках, какие отметки получил.

Хвалите малыша даже за незначительные успехи. Правильно будет хвалить не самого малыша, а его поступки, достижения, старания. Так он будет стремиться к большему. Адаптацию ребенка к школе можно охарактеризовать тремя основными этапами:

  1. Восторг от всего нового и неизвестного,
  2. Небольшое разочарование,
  3. Привыкание.

Для лучшей адаптации ребенка к школе он должен понимать, что его ожидает. Рассказывайте малышу, что и как происходит в школе, как попроситься в туалет, как вести себя на уроке. При ребенке желательно не обсуждать учителей и школу, ведь учитель должен быть авторитетом для ребенка.

Не ругайте малыша, если поначалу у него не все будет получаться, пусть проступок ему послужит уроком на будущее. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми и заблаговременно вешать ярлыки – это верный путь к появлению комплексов в будущем. Ребенок – это личность, он особенный и неповторимый.

Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).

Оцените статью
Zapiski-Morale.ru
Добавить комментарий