Тому, что делает людей сексуально привлекательными, посвящено немало исследований. Так, чем более симметрично лицо, тем больше черт маскулинности или феминности оно в себе несет и тем более привлекательным воспринимается.
Также существует межкультурный консенсус об идеальном соотношении объема талии и бедер у женщин, и считается, что мужчина с бородой более привлекателен для долговременных отношений. Женщины, кроме того, находят более привлекательными обладателей низкого голоса, идеально, если он с придыханием успокаивающий и неагрессивный.
Кроме того, женщины предпочитают мужчин с тем или иным типом внешности в зависимости от периода менструального цикла: до овуляции женщины выбирают более маскулинные лица, чем после нее.
Кроме данной природой внешности на сексуальную привлекательность влияют модели поведения и ошибки нашего восприятия. Так, давно известны гендерные когнитивные искажения, которые я уже упоминала в статье о флирте: мужчины склонны интерпретировать дружеский интерес как сигнал сексуальной заинтересованности, а женщины сексуальную заинтересованность как знак дружеского расположения. Возможно, именно это объясняет, почему мужчины в принципе больше говорят о сексуальном интересе к противоположному полу, чем женщины.
Окружение тоже влияет на нашу привлекательность: женщины с большей вероятностью обратят внимание на мужчину, если он сфотографирован в компании женщин или если они узнают, что другие женщины проявляют к нему интерес, у мужчин эта логика прямо противоположна.
Есть еще более анекдотичные штрихи того, что делает нас привлекательными. Одеваясь в красное, мы чувствуем себя более привлекательными, поэтому большинство на первое свидание надевает красное или черное. Если женщина на свидании ест острую еду, то мужчина покажется ей более интересным, а если сладкую наоборот. Употребив один (но не более) бокал вина, мы выглядим более желанными для противоположного пола, чем в трезвом состоянии.
Ну и стоит упомянуть феромоны, которые влияют на наше ощущение собственной сексапильности и делают нас более или менее привлекательными для партнера.
Значит ли это, что мужчине лучше всего отправляться на свидание с бородой, расстегнув на волосатой груди алую рубаху, предварительно приобняв пару красоток в баре и опрокинув бокал вина, и сразу заказать для своей пассии острый том-ям басовитым шепотом?
Будет ли он сексапилен? Статистически да. Будет ли он сексуален? А вот это предсказать невозможно.
Отчет Американской психологической ассоциации, специалисты которой рассматривали проблему сексуализации девочек, одним из четырех признаков сексуализации назвал приравнивание физической привлекательности к сексуальности. И в этом приравнивании плохо не только то, что физическая привлекательность сводится к сексуальной, но и то, что сексуальность сводится к внешней привлекательности.
Сексуальность куда более широкая часть нашей идентичности, имеющая весьма опосредованное отношение к внешнему виду и сексуальной привлекательности. Она охватывает нашу биологию, сексуальную ориентацию, социальную гендерную роль, весь огромный пласт эротического сознания, психологию, опыт.
Животные привлекают сексуального партнера и занимаются сексом с целью размножения. Люди же трансформируют сексуальные позывы в эрос, реализуя свою сексуальность через воображение, творчество, эмоции, чувства, фантазии. Мы научились отделить удовольствие от потребностей в размножении, создав эротическое измерение нашей жизни, которое становится частью нашей идентичности.
Пожалуй, нет более противоположных подходов к описанию человеческой сексуальности, чем теория сексуальной экономики и концепция эротического интеллекта. Первая рассматривает секс как рынок, где женщина обменивает доступ к своему телу на несексуальные ресурсы.
Согласно этой теории, женщины конкурируют между собой, предлагая сексапильность и обещание эксклюзивности (верности) мужчине, который обеспечит ее материальными ресурсами. Мужчины же конкурируют за материальные ресурсы, чтобы заполучить более ценного сексуального партнера.
В частности, одно из исследований в рамках этой теории обнаружило, что чем выше конкуренция между женщинами (обусловленная нехваткой подходящих мужчин), тем выше у них индекс недовольства собственным телом, они чаще увлекаются различными диетами, чтобы приблизиться к идеальному внешнему виду, и ниже взаимоподдержка.
Иными словами, если смотреть на секс как на рыночный инструмент, то сексапильность становится товарной характеристикой, а борьба за внешнюю привлекательность основной формой реализации своей сексуальности.
В совершенно другой полярности существует концепция эротического интеллекта а именно рассмотрение сексуальности как части идентичности, эротизма как части личности, доступной для исследования, познания и развития. Такой же части, какой являются эмоции, чувства или воображение.
Мы рождены чувственными, и мы развиваемся в эрос. Мы растим эрос, находя контакт с собственной сексуальностью как источником жизненной силы и энергии, выходя за границы репертуара сексуальных техник. Мы обучаемся играть, проявлять любопытство, использовать воображение, предсказывать. Эротический интеллект это наша способность обучаться новому, привносить таинственное в знакомое, элемент сюрприза в известное, пишет психотерапевт Эстер Перель, одна из первых, кто начал использовать этот термин.
Этот философский взгляд на сексуальность человека позволяет рассматривать реализацию сексуальности не в конкуренции и сравнении своих внешних данных с чужими, а в развитии понимания себя, своего тела, воображения, своих эротических желаний.
Экономическая оптика вынуждает смотреть на все с точки зрения эффективности, продуктивности, конкурентности. Снятие ее позволяет принять для себя идею удовольствия ради удовольствия совершенно непродуктивного, существующего самого по себе, не для того, чтобы тело было здоровее или улучшился цвет лица, а просто так. Принятие этой идеи дает нам возможность диалога с собственным телом, открывает нам воплощенную телесность, познание себя с бережностью и вниманием, а не ради того, чтобы хорошо выглядеть.
А контакт с собственной телесностью делает нас внимательными к собственному влечению, делает именно его, а не внешнюю привлекательность, ведущим в выборе партнера и предъявлении себя. Ведь заставить себя испытывать влечение невозможно.
Можно заставить себя отказаться от сладкого, можно даже заставить себя заниматься сексом, но заставить себя желать нельзя. И именно с желания, а не с красного платья, начинается сексуальность.