Свежие комментарии

  • Евгений Михайлович Кутузов
    -"Креаклы",в понимании кремлеботов,- личности зловредные и нежелательные ни в России, ни в каком другом месте.А на са...Креаклы устраиваю...
  • Lady
    Всю шайку накрыть разом!!! если им так надо, пусть убираются из России! до каких пор терпеть всяких ушлепков макареви...Креаклы устраиваю...
  • Nikolaj Bröse
    Ну нет, белье нужно будет также снять, вдруг там Новичок.По стопам раздева...

Обязательные требования

Обещанная несколько лет назад реформа контрольно-надзорной деятельности с 2021 года все-таки состоится, несмотря на уход в отставку Дмитрия Медведева, который был одним из ее инициаторов, и на ковидную пандемию. 31 июля Президент подписал Федеральные законы № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Первый закон принят впервые, а второй предназначен для замены ныне действующего Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Закон «Об обязательных требованиях» вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 февраля и с 1 марта следующего года. Большая часть положений закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» вступает в силу с 1 июля 2021 года, а переходный этап установлен до конца 2023 года.

Посмотрим сначала закон «Об обязательных требованиях». Под этими самыми обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением экономической деятельности и оценка соблюдения контроля осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, аккредитации, оценки соответствия продукции, других видов оценки и экспертизы.

То есть то, что в вашей организации будут проверять контролирующие органы при проведении проверок или рассмотрении вопроса о выдаче лицензии.

У закона есть ограничения применения. Он не будет применяться к требованиям в области обороны страны и безопасности государство, деятельности органов внутренних дел (за исключением требований по организации безопасности дорожного движения), налогового, бюджетного, валютного, таможенного законодательства, стандартам и порядку оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям, федеральным государственным образовательным стандартам. Полный перечень можно посмотреть в законе. Кроме того, закон не применим к требованиям, которые устанавливаются при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайной ситуации (таким, например, которые были введены в связи с распространением коронавирусной инфекции).

Обязательные требования могут вводиться федеральными законами, документами ЕврАзЭС, международными договорами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В случаях, предусмотренных федеральными законами, обязательные требования могут быть введены Президентом России, Правительством России, федеральными ведомствами, госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос».

В соответствии с принятым законом, обязательные требования должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября. При этом нормативный правовой акт, который вводит эти правила, должен быть официально опубликован не менее чем за 90 дней до вступления в силу.
Исключением является принятие актов, направленных на предупреждение всякого рода угроз (от террористических актов до техногенных аварий и катастроф и популярных ныне эпидемий).

Вопрос об отмене постоянных изменений в нормативную базу обсуждался давно. Приводить свои локальные акты в соответствие с законодательством не в течение всего года, а два раза в год - конечно удобно, но, ИМХО, даты выбраны не самые удачные. Лучше было бы с 1 января, потому что многие приказы на год разрабатываются.

Обязательные требования принимаются на определенный срок, который для актов федерального уровня не должен превышать шести лет. Попытка застраховаться от устаревших нормативных требований. Посмотрим, насколько удачная.

Регламентирован порядок действий на случай, когда обязательные требования противоречат друг другу. В случае наличия противоречий в актах разной юридической силы логичным образом должны исполняться требования, установленные актом большей юридической силы. Если друг другу противоречат акты равной юридической силы, то лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований. При этом одним из принципов установления обязательных требований декларируется правовая определенность и системность, предусматривающие в частности отсутствие противоречий между этими обязательными требованиями. Видимо, не рассчитывают, что принципы будут соблюдаться во всех случаях.

Для обеспечения систематизации обязательных требований и информирования о них лиц, которые их должны соблюдать, с 1 марта 2021 года предусматривается ведение единого реестра обязательных требований, который должен быть общедоступен. В настоящее время подобная информация была в нормативных актах ведомств.

Законом предусмотрена возможность введения экспериментального правового режима, который заключается в том, что в течение определенного времени в отношении определенной группы лиц или определенной территории действует специальное регулирование деятельности, предусматривающее в том числе полную или частичную отмену обязательных требований в какой-либо сфере деятельности. Это предоставляет возможность проверять нововведения на ограниченном числе контролируемых лиц перед распространением на всех (ну, или, обеспечивать кому-либо преференции).

Ведомства, установившие обязательные требования, могут давать официальные разъяснения этих требований, которые не могут устанавливать новых обязательных требований. Контрольно-надзорные органы при проведении проверок должны учитывать эти официальные разъяснения.
В целях информирования контролируемых лиц о порядке соблюдения обязательных требований могут издаваться руководства по соблюдению обязательных требований. В этих руководствах могут содержаться пояснения по соблюдению требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию конкретных мер для обеспечения соблюдения требований. Контролируемые лица применяют эти руководства на добровольной основе.

В целях обеспечения реализации положений рассматриваемого закона применяется «регуляторная гильотина» (она так и в законе названа). Заключается она в том, что с 1 января 2021 года при проведении контроля (надзора) и привлечении к административной ответственности не должны применяться обязательные требования, которые содержатся в актах, принятых до 1 января 2020 года. Правительству и министерствам вменено в обязанность до 1 января 2021 года отменить старые акты, устанавливающие обязательные требования, и принять новые. При этом Правительству предоставлено право определить нормативные правовые акты, к которым требования «регуляторной гильотины» не применимы. Кроме того в законе прямо указано, что «регуляторная гильотина» не применяется к актам в сфере электроэнергетики, а также связанных с реализацией проектов государственно-частного партнерства.

С одной стороны, это позволит «обнулить» все требования, существовавшие ранее и принять свежие акты по всем сферам контрольно-надзорной деятельности, с другой - потребует напряженной работы ведомств до 1 января 2021 года.

Работа по обновлению нормативной правовой базы началась еще до принятия данного закона. Например, Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2020 года № 1034 отменяются с 1 января 2021 года полностью или частично 53 постановления Правительства и 128 приказов МЧС России в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, и пользовании маломерными судами. В области гражданской обороны акты не отменяются, потому что на них рассматриваемый закон не распространяется. Взамен некоторых из отмененных уже приняты новые нормативные правовые акты.

Лицам ответственным за различные непрофильные виды деятельности организаций, например за пожарную безопасность, рекомендую «держать руку на пульсе», отслеживать изменения нормативной базы и не забыть к Новому 2021 году обновить свои приказы и инструкции.

Ну а закон ««О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» рассмотрим в следующий раз.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310002



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх