Свежие комментарии

  • светлана Гажала
    Давно пора российскому МИДу научиться отвечать жестко всем.Ильхам Алиев втор...
  • oleg zhidkov
    "в 1978 году. Допустим я хочу начать производить или мебель, или мясо кроликов. Со сбытом проблем не будет: как с меб...Итоги антиалкогол...
  • Светлана Соловьева
    Лучше проехать 8 часов ,чем помогать им и платить«Латвийская желез...

То ли вольный город, то ли опричные земли

9 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму законопроект № 1051718-7 «О федеральной территории «Сируис». Проект является первой попыткой реализовать новую норму Конституции о возможности создания на территории Российской Федерации этих самых федеральных территорий.

Под федеральной территорией «Сириус» понимается «имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование», в котором устанавливаются особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности. Целями ее создания заявлены «обеспечение комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимость сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создание благоприятных условий для выявления самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации».

Создать федеральную территорию планируют на базе олимпийской деревни в Сочи, в которой сейчас действует образовательный центр «Сириус». Центром управляет Образовательный Фонд «Талант и успех», созданный (по крайней мере, формально) частными лицами (со списком можно ознакомиться: https://sochisirius.ru/uploads/files2/documents/Ustav2018.pdf), но по инициативе Президента Путина. Теперь предлагается придать этой территории новый статус на основе закона.

Надо сказать, что это не первый прецедент выделения отдельных территорий из общего правового поля государства. Особые статусы имеют закрытые административно-территориальные образования, инновационный центр «Сколково», свободный порт Владивосток и др.

Но, наверное, впервые в законах о соответствующих образованиях основное внимание уделено вопросам организации власти на отдельной территории.

А власть на федеральной территории предполагается осуществлять органами публичной власти:
- Советом федеральной территории «Сириус» (представительный орган);
- Главой федеральной территории «Сириус» (высшее должностное лиц);
- Администрацией федеральной территории «Сириус» (исполнительно-распорядительный орган).

Эти органы публичной власти будут осуществлять и полномочия органов местного самоуправления городского округа, и отдельные переданные полномочия органов государственной власти Краснодарского край по предметам исключительной компетенции субъекта федерации, и полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения федерации и регионов, за исключением некоторых, отдельно перечисленных, а также отдельные полномочия Российской Федерации.

Особый интерес представляет способ формирования Совета. Он состоит из 17 человек. Из них девять человек избираются жителями, три человека назначаются Президентом России, три человека — Правительством России, один человек — губернатором Краснодарского края, а последним членом Совета по должности является Глава федеральной территории. Представительный орган, чуть менее половины членов которого назначают представители исполнительной власти вышестоящего уровня, — это что-то новое в современном государственном устройстве России. Срок полномочий Совета — 5 лет.

Глава федеральной территории избирается Советом по представлению Президента России также на 5 лет. Как уже было сказано, он входит в состав Совета, который его и избирает, правда не может одновременно быть председателем Совета. Кроме того, он возглавляет Администрацию федеральной территории, то есть одновременно входит и в представительный орган, и руководит исполнительным органом. В соответствии с действующим Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если глава муниципального образования выбирается из числа депутатов представительного органа и при этом возглавляет местную администрацию, то его полномочия как депутата прекращаются.

Администрацией федеральной территории руководит Глава федеральной территории. Он же определяет и структуру администрации. Администрация выполняет все полномочия органов публичной власти федеральной территории, за исключением отнесенных к полномочиям Совета.

Органы публичной власти федеральной территории будут иметь право обращаться к Президенту России, Правительству России и губернатору Краснодарского края с предложениями о разработке законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности федеральной территории.

Предусмотрено участие граждан в управлении федеральной территорий, но подробности не указаны. Просто перечислены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», начиная с участия в формировании органов публичной власти, заканчивая обращением граждан в эти самые органы.

Правительство России дало в целом положительный отзыв на данный законопроект, но потребовало внесения некоторых доработок. Законопроект включен в план работы Думы.

Как представляется, данный законопроект имеет целью отработать новую форму управления на местах — муниципальное образование федерального подчинения, с возможностью применить (после «тренировки на кошках») предусмотренные в нем положения, полностью или в части, к другим муниципальным образованиям.

В настоящее время, согласно Конституции (статья 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Чтобы обойти это положение, внесенное в главу 1 Конституции, и не менять саму Конституцию, в 2020 г. в Конституцию было введено понятие «органы публичной власти», до того времени использовавшееся в юридической литературе, изредка встречавшееся в судебных решениях, но не употреблявшееся в нормативных правовых актах. В соответствии с новой редакцией статьи 132 Конституции органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации. Сам закон о внесении изменений в Конституцию назывался «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». В новом федеральном конституционном законе от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в названии статьи 1 Правительство называется органом публичной власти. В законопроекте «О Государственном Совете Российской Федерации» дано определение системы публичной власти. И вот новый законопроект, которым предусмотрены органы публичной власти, которые не названы ни органами государственной власти, ни органами местного самоуправления.

Таким образом, ПМСМ, идет законодательная реализация идеи «вертикали власти», включающей и органы местного самоуправления. Надо сказать, что их независимость от органов государственной власти и сейчас довольно призрачна. О какой-то независимости, прежде всего финансовой, речь может идти только в отношениях с регионами их административных центров или крупных, промышленно развитых городов (типа Череповца в Вологодской области), которые дают ощутимый вклад в бюджет субъекта федерации и имеют пропорциональное ему влияние в региональных органах власти. Сельские районы зависят от региональных властей чуть менее чем полностью. Так что процесс законодательного оформления системы публичной власти является лишь приведением законодательства в соответствие с реальностью.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1051718-7

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх