Свежие комментарии

  • Александр
    Наконец адекватная информация.Что о лесе,что о Китае.Потери лесов в Ро...
  • Виктор Иванов
    Так же несколько десятилетий назад слово УБИЙЦА заменили словом КИЛЛЕР. Вроде как романтикой попахивает. Так же прос...Не геи, а содо...
  • Анна Эржибова
    чеченцов ингушов вообще от людей изолировала бы(остальные по мере их поведение.....и не в таком количествеСнижение ксенофоб...

Контроль и надзор

Продолжим рассматривать законы, регламентирующие реформу контрольно-надзорной деятельности. Как я уже сказал ранее, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» призван заменить действующий Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Разрабатывался новый закон несколько лет. Я о нем писал в 2018 году. По объему он несколько больше, чем его предшественник.

В отличии от предыдущего закона, в котором давались отдельные определения понятиям «государственный контроль (надзор)» и «муниципальный контроль», в новом законе они объединены. Под «государственным контролем (надзором), муниципальным контролем» понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, выявления их нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Таким образом, названия мероприятий «контроль» или «надзор» обусловлены не наличием каких-то принципиальных отличий между ними, а исторически сложившимися наименованиями. Однако это не мешает вести в юридической научной литературе многолетнюю дискуссию об их принципиальных различиях. :)

Задекларировано, что контроль (надзор) должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Перечислены 11 видов деятельности, которые не относятся к государственному контролю (надзору) - от деятельности органов внутренних дел по проверке сообщений о преступлениях до деятельности ФСБ, 18 видов деятельности, которые, хотя и имеют в наименовании слова «контроль» или «надзор» под действие закона не попадают - от контроля (надзора) в пунктах пропуска через Госграницу до контроля за соблюдением законодательства о гособоронзаказе и 24 вида контроля и надзора, которые хотя формально и попадают под вышеприведенное понятие, но к которым закон все равно не применяется - от налогового контроля до контроля за излучениями радиоэлектронных средств.

В новом законе подробно регламентировано, что должно содержаться в положении о виде контроля (надзора).

Во 2-й главе перечислены и раскрыты принципы контроля (надзора): законность и обоснованность, стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц, недопустимость злоупотребления правом, соблюдение охраняемой законом тайны, открытость и доступность информации об организации и осуществлении контроля (надзора), опреативность.

Введено понятие «объект контроля». Если раньше контролю подвергались юридические лица и индивидуальные предприниматели в целом, то теперь объектом контроля признаются:
- деятельность граждан и организаций, в ходе которой должны соблюдаться обязательные требования;
- результаты их деятельности (продукция, работы, услуги), к которым также предъявляются обязательные требования;
- производственные объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым опять же предъявляются обязательные требования.
Учет объектов контроля возложен на контрольные (надзорные) органы.

Расширяется информационное обеспечение государственного контроля (надзора). Уже сейчас существует единый реестр проверок, который ведет прокуратура. В нем каждый может посмотреть планы и результаты проверок.
В соответствии с новым законом предусмотрено наличие:
- единого реестра видов контроля;
- единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий;
- информационной системы досудебного обжалования;
- реестра заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
- информационных систем контрольных (надзорных) органов.

Риск-ориентированный подход к планированию контрольных мероприятий теперь будет обязательным для всех видов контроля. Сейчас он применяется для отдельных видов контроля. Заключается этот подход в том, что объекты контроля классифицируются по степени риска причинения вреда (ущерба) на шесть категорий - от чрезвычайно высокого риска до низкого риска. В зависимости от категории риска находится частота проведения контрольных мероприятий. В отношении объектов низкого риска плановый контроль вообще не проводится.

Расширены положения о должностных лицах контрольно-надзорных органов (инспекторов). Изменены их обязанности и установлены права и запреты. К вновь введенным обязанностям относятся в частности запрет на проявление неуважения в отношении богослужений и нарушение внутренних установлений религиозных организаций, а также запрет на препятствование фото-, аудио-, видеофиксации контрольно-надзорных мероприятий контролируемыми лицами (видимо, были прецеденты). Кроме того, предусмотрено, что положением о конкретном виде контроля может быть установлен запрет на проведение контрольных мероприятий тем же инспектором, который проводил профилактические мероприятия.

По сравнению с ныне действующим законом подробно расписано проведение профилактических мероприятий. К ним отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит. Каждому виду профилактических мероприятий уделена отдельная статья.

Проведено разделение понятий «контрольное (надзорное) мероприятие» и «контрольное (надзорное) действие». Мероприятие - это форма осуществления контроля (надзора), которые могут проводится во взаимодействии с контролируемым лицом или без него. Всего установлено девять форм общих контрольных мероприятий - от контрольной закупки до выездного обследования и две формы специального режима контроля - мониторинг и постоянный государственный контроль (надзор). Мероприятия, проводимые во взаимодействии с контролируемым лицом, могут проводиться только путем осуществления инспектором регламентированных контрольных действий, коих насчитывается десять - от осмотра до эксперимента.
Конкретные виды контрольных мероприятий и проводимых в их ходе контрольных действий должны быть установлены положением о соответствующем виде контроля.

Сам новый закон вступает в силу только с 1 июля 2021 года. При этом переходный период продлится до конца 2023 года.

Порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора постоянно совершенствуется и облегчается для контролируемых лиц. Лет десять назад не было ни общедоступных планов проверок, ни проверочных листов, в которых систематизировано излагаются проверяемые вопросы. Расширение информационной открытости контрольно-надзорной деятельности и более строгое регламентирование ее осуществления вполне могут облегчить жизнь контролируемых лиц. Насколько будут уменьшено количество обязательных требований в различных сферах деятельности можно будет судить после принятия новых актов, которые эти требования устанавливают. С другой стороны, после очередной громкой трагедии, типа пожара в «Зимней вишне», ожидаемо будут раздаваться требования ужесточения контроля и введения дополнительных требований по безопасности. Борьба этих разнонаправленных тенденций будет всегда.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310018

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх