Свежие комментарии

  • Виктор Шиховцев
    С дивана, да еще по прошествии десятка лет, однозначно виднее.Время сенокоса.
  • Евгений Михайлович Кутузов
    -"Креаклы",в понимании кремлеботов,- личности зловредные и нежелательные ни в России, ни в каком другом месте.А на са...Креаклы устраиваю...
  • Lady
    Всю шайку накрыть разом!!! если им так надо, пусть убираются из России! до каких пор терпеть всяких ушлепков макареви...Креаклы устраиваю...

Действительно ли капиталистическая экономика эффективна

Действительно ли капиталистическая экономика эффективна

Читатели указали на извечную проблему капитализма: стоянки с тысячами непроданных автомобилей, десятки видов одинаковых сырков и курганы из горящих во время кризиса апельсинов. Действительно, перепроизводство — визитная карточка капиталистической экономики, и на первый взгляд кажется, будто оно невероятно расточительно.

Будучи ещё школьником, я нашёл у деда на полке советскую книжку про внимание к мелочам. Идея автора была в том, что в советской экономике много ресурсов расходуется напрасно, так как каждый отдельный гражданин не экономит мелочи: рабочие минуты, стройматериалы и тому подобное. Автор брал какой-нибудь копеечный гвоздь, умножал его цену на 250 млн населения СССР и получал астрономические цифры. Из этого делался вывод: если все мы станем Плюшкинами, начнём беречь разную ерунду, страна быстро разбогатеет.

Вскоре после того, как я прочёл эту книжку, Союз распался. Ещё через 10 лет я стал предпринимателем и на собственном опыте убедился, что ревностная экономия на мелочах — весьма дурная привычка. Никто не стал богатым, стирая полиэтиленовые пакеты: и бизнесмены, и политики успешно управляют своими организациями только в том случае, если отличают главное от второстепенного.

Когда не дружащий с бухгалтерией обыватель смотрит на капитализм, он видит в нём массу лишних с его точки зрения расходов: избыточные товары, дублирующиеся бизнесы или, скажем, роскошные яхты миллиардеров. Обывателю кажется, будто всё это ужас какое расточительство, и что достаточно придушить, например, избыточное потребление буржуазии, как экономика немедленно рванёт наверх.


В реальной жизни все эти неэффективные расходы не имеют большого значения, так как в главном, — в деле оптимизации, — капиталистическая экономика невероятно сильна.

Цикл капитализма работает так:

1. Экономика растёт, бизнес производит массу товаров.
2. Товаров становится слишком много, наступает кризис перепроизводства.
3. Начинаются банкротства, на плаву остаются только лучшие.
4. Рынок освобождается, экономика снова переходит к росту.


Такая система принуждает бизнес к работе над собой. На каждом цикле экономика проворачивает архивыгодную сделку: меняет разовые потери от производства невостребованных товаров на постоянное увеличение эффективности.

В плановой экономике механизм кризисов перепроизводства не заложен, заводы не банкротятся массово каждые 10-15 лет. Из-за этого плановая экономика отстаёт от капиталистической по всем статьям: рабочие хуже работают, инженеры разгадывают кроссворды за кульманами, заводы тратят больше материала и производят менее качественные товары. Напротив, мнимая «расточительность» капитализма сторицей окупается новыми технологиями и повышением производительности труда.

Отсутствие постоянного давления, принуждающего бизнес работать лучше — далеко не единственная беда плановой экономики. Есть ещё, например, и так называемая «проблема агента»: в плановой экономике рабочие отчуждены от результатов своего труда, из-за чего они не видят нужды выкладываться на своём рабочем месте. Тем не менее, другие проблемы плановой экономики — темы для отдельных постов, а сегодня, пожалуй, пора уже подкрепить теоретические выкладки иллюстрациями из жизни.

Начнём с того, что СССР вынужден был всё время своего существования покупать на Западе и технологии, и заводы целиком. Так, к примеру, в 1970-х в работе над строительством КамАЗа участвовали более 700 иностранных фирм. В то время как советские рабочие возводили заводские цеха, иностранцы поставили большую часть станков, автоматики и оборудования.

Позже, в 1980-е, нашим спецслужбам пришлось провернуть целую тайную операцию по покупке современных фрезерных станков у корпорации «Тошиба». Без таких станков наша оборонка не могла выточить достаточно тихие винты для атомных подводных лодок:

https://versia.ru/tajnaya-pokupka-stankov-v-yaponii-pozvolila-sssr-rezko-snizit-shumnost-svoix-atomnyx-podvodnyx-lodok


Несмотря на то, что в некоторых областях наши инженеры опережали иностранных, в целом советская промышленность до самого развала Союза оставалась прискорбно расточительной и неэффективной.

Вот фрагменты из дневника Анатолия Черняева, сотрудника Международного отдела ЦК КПСС. Они демонстрируют как технологическое отставание СССР, так и реальную «эффективность» плановой экономики:

https://scisne.net/a-2281

1 декабря 1972 года. Перед 50-летием [СССР] был пленум ЦК. Брежнев произнёс большую речь: «Не выполняем пятилетнего плана практически по всем показателям, за исключением отдельных… Как Вам не стыдно, товарищ [министр чёрной металлургии] Казанец, хвалитесь, что выплавляете больше США… А качество металла? А то, что из каждой тонны только 40% выходит в продукцию по сравнению с американским стандартом, остальное – в шлак и в стружку?!»

6 февраля 1973 года. Директор металлургического завода заявляет, что за первый квартал он, может быть, и выполнит план поставок труб предприятиям, но в январе он даст только 13% заказа, в феврале – 27%, а в марте – остальное. Что прикажете делать? Как должен работать завод – получатель труб, который имеет такого поставщика? Чем он будет платить рабочим? Как выполнять свой план? Или: стройке нужен металл такого-то сорта, ему присылают совсем не то, и это «не то» валяется и пропадает, потому что из него строить данный объект нельзя. А по тоннажу поставщик план выполнил и даже премию получил. И т.д.

* * *

17 декабря 1973 года. План не выполнен по энергетике, металлу, химии, легкой промышленности и т.д. На 1974 год намечен предельно напряженный план, иначе горит пятилетка: за три её года прирост 44 млрд. рублей из 103 млрд. запланированных на всю пятилетку. 60-70 млн. тонн металла у нас во время переработки идёт в отходы. По тоннажу металлообрабатывающих станков мы производим столько же, сколько США, Япония и ФРГ вместе взятые, а по числу сделанных из этого металла станков и по их производительности далеко отстаем от каждой из них. Финляндия вывозит древесины в 10 раз меньше, чем мы, а выручает валюты по этой статье экспорта в два раза больше. Это потому, что от нас она уходит в элементарно необработанном виде.

Договорились с ФРГ построить им на компенсационный основе газопровод, но вовремя не сделали, и нам предъявили иск в 55 тыс. долларов за каждый просроченный день.
На складах скопилось на 2 млрд. рублей неходовых товаров, то есть таких, от которых отвернулся покупатель. Это почти равно сумме капиталовложений во всю лёгкую промышленность на остаток пятилетки.

Проект на строительство КамАЗа был оценен в 1 млрд. 700 млн. рублей. Теперь выяснилось, что потребуется ещё 2,5 млрд, а потом, может быть, и больше.

В 1955 задумали строить в городе Салавате завод полированного стекла. Проект был готов к 1962 году. Но в 1961 англичане предложили нам лицензию на завод с иной, огневой методологией. В 1965 мы купили у них лицензию, по которой уже работают три завода и дают великолепное стекло. Между тем салаватский завод продолжал строиться. В 1972 был закончен, но выяснилось, что установленное оборудование стекло не полирует, а ломает. Все оно было пущено на переплавку. А кто ответственный за всё это, до сих пор установить не удалось.

Наши авиа- и автодвигатели обладают гораздо меньшим моторесурсом, чем их.

В Курске построили трикотажную фабрику на иностранном оборудовании для особо дефицитного трикотажа. Но она работает вполовину мощности: не хватает рабочей силы. Оказывается, при проектировании фабрики забыли о жилье.

Огромное количество (не успел зафиксировать цифру) собранного в этом году зерна оставили хранить в буртах под открытым небом. Сгнило. В миллионах рублей исчисляются потери зерна, цемента, овощей, фруктов и др. из-за отсутствия тары и несвоевременной подачи транспорта. Из-за плохого качества металла мы закладываем в конструкции из него гораздо больше тонн, чем можно было бы. И т.д. и т.п.

* * *

16 декабря 1974 года. В 1968 году заложили трубопрокатный цех в Свердловске, в 1970-м стройку заморозили, в этом же году заложили такой же цех в Челябинске, в 1972 заморозили. В 1974 году выяснилось, что, несмотря на импорт, труб не хватает. Но вместо того, чтобы разморозить (впрочем, уже заржавевшие с тех пор) стройки, заложили новый цех в другом городе.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх