Свежие комментарии

  • Андрей
    всё верно!Ответ колям с ...
  • вера курьянова (гончарова)
    Проституток типа Бузовой долой из жизни и экрана!В погоне за Бузовой.
  • александр пасечник
    ...при Иосифе Виссарионовиче началась массовая высадка лесополос...а при жопоголовом массовая распашка казахских степ...Дыхание Великой ...

Магия эксплуатации, или почему капиталисты должны делиться

Магия эксплуатации, или почему капиталисты должны делиться

Как справедливо заметил Ивано Иванов, капитал по своей сути не отличается от простой совковой лопаты. Дикарь Пятница рыл землю палкой, а моряк Робинзон копал хорошей лопатой. В конце недели выяснилось, что Пятница вырыл 1 кубометр земли, тогда как Робинзон выкопал 16 кубов. Заказчик заплатил за работу 1 монету Пятнице и 16 монет Робинзону.

Мы все конечно же понимаем, что Робинзон — вор, и что он получил свои 16 монет несправедливо. В то время как Пятница честно работал, натирая толстые мозоли на руках, Робинзон использовал свой капитал: совковую лопату.

Усугубим пример. Проходит время, Пятница продолжает рыть руками, а Робинзон покупает за 100 монет вторую лопату, чтобы нанять других землекопов, Вторника и Среду.

Теперь Робинзон не копает лично, а сидит под пальмой и играет на флейте, наблюдая за работой своих подчинённых. Проходит неделя, заказчик платит Робинзону 32 монеты за 32 вырытых куба. Робинзон платит Вторнику и Среде по 8 монет, а 16 монет кладёт себе в карман.

Получается парадокс. С одной стороны, Робинзон — вор, ибо всякая собственность есть кража. Также Робинзон — эксплуататор, так как он наживается на труде простых землекопов, Вторника и Среды.

С другой стороны, когда Пятница предложил Вторнику и Среде уйти от спрута-эксплуататора к нему в племя, несознательные землекопы подняли Пятницу на смех: зарабатывать 8 монет в неделю за работу лопатой всяко выгоднее, чем зарабатывать 1 монету за работу неудобной палкой.


Тогда Пятница подошёл к Робинзону и прямо указал тому на мошенничество: взяв от заказчика 32 монеты, Робинзон отдал рабочим только половину монет, а другую половину присвоил себе. Робинзон в ответ предложил Пятнице сесть и подсчитать:

1. Вторник со Средой получают по 8 монет в неделю.
2. Пятница получает 1 монету в неделю.
3. Если Вторник со Средой будут прозябать на одну монету, как Пятница, они смогут откладывать по 7 монет еженедельно.
4. Меньше, чем за 4 месяца каждый из землекопов накопит по 100 монет и сможет купить себе собственные лопаты, чтобы не делиться доходом с Робинзоном.

Если согласиться с Робинзоном, получится, что эксплуатация не так и плоха. Вторник со Средой зарабатывают в разы больше «свободного» Пятницы, при этом у них есть выбор: или заключать договор с эксплуататором или работать самостоятельно.

Для сравнения, в племени дикаря Пятницы такого выбора у рабочих нет. Рабочие обязаны работать на племя, — то есть на вождя Пятницу, — причём ни о равноправном договоре с работодателем, ни о возможности работать на себя речи идти не будет. Землекопы будут получать столько, сколько Пятница сочтёт нужным им платить, а владение лопатами в племени прямо запрещено. За попытку убежать из племени к Робинзону землекопов подвергнут серьёзному наказанию — их подстрелят из лука.

Наблюдатель с другой планеты будет серьёзно озадачен на этом месте. Почему принудительный и низкооплачиваемый труд на вождя племени — это свобода, а добровольный и хорошо оплачиваемый труд на Робинзона — это эксплуатация человека человеком?

В самом деле, с житейской точки зрения, эксплуатация — это неравная сделка, при которой одна сторона получает работу, а вторая — скудный паёк и удары сучковатой палкой по сгорбленной спине. Если одна сторона получает работу, а другая сторона — щедрую оплату за эту работу, это уже не эксплуатация, а честный договор.

Разгадка заключается в доходах Робинзона. Эксплуатация не имеет никакого отношения к твоим личным доходам, в процессе эксплуатации ты можешь даже покрыться жирком и отложить себе денег на банковский счёт. Эксплуатация — это когда кто-то другой зарабатывает с твоей помощью деньги, вызывая тем самым у тебя острое чувство зависти. К Робинзону не было бы претензий, если бы он был нищим. Его преступление заключается в том, что он богаче Пятницы: трудолюбивый и умный моряк имеет возможность поделиться с дикарём своими деньгами, но из-за подлости характера отказывается это делать.

Нам, цивилизованным людям, такая логика чужда. Нам кажется, будто Робинзон выполнил все свои обязательства перед землекопами, честно заплатив им за труд, и будто бы он имеет теперь полное право удержать свои личные деньги при себе.

Дикари, однако, обладают мистическим мышлением. Более конкретно, в примере с Пятницей и Робинзоном действует так называемая симпатическая магия. Согласно принципам этой магии, между предметами, которые похожи друг на друга (магия подобия) или которые соприкасались друг с другом (магия контакта) существует мистическая связь.

К примеру, дикари убеждены, что кукла вуду работает, так как кукла похожа на жертву внешне, и так как кукла содержит в своём составе предметы, которые соприкасались с жертвой: фрагменты её одежды или клочки её волос.

Дикари полагают, что благодаря магии подобия и магии контакта между куклой и жертвой возникает мистическая связь, и что воткнутая в ногу куклы игла заставит бегущего на соревнованиях спортсмена испытать сильную боль в ноге.

Знаменитый борец с шарлатанами Александр Панчин, блогер scinquisitor, приводит много подобных примеров в своей книге «Защита от тёмных искусств». Самый известный из примеров симпатической магии — гомеопатия. Суеверные адепты гомеопатии убеждены, что гомеопатия работает, ибо вода, соприкасаясь с лекарством, «запоминает» этот контакт.

Теперь мы можем вернуться к Пятнице и его эксплуататору Робинзону. Мистическое мышление Пятницы работает так:

1. Я землекоп, Вторник и Среда тоже землекопы. Между нами есть мистическая связь.
2. Вторник и Среда копали канаву, между ними и канавой есть мистическая связь.
3. Робинзон получил за выкопанную канаву деньги.
4. Благодаря мистической связи, Вторник и Среда имеют право на все деньги, которые Робинзон получил за выкопанную канаву.
5. Так как я тоже землекоп, то и я имею право на все деньги, которые при помощи других землекопов заработал Робинзон.

Вот ещё пример подобного мышления. Таксист отвозит туристов в казино. Туристы заходят в казино, выигрывают крупную сумму, выходят на улицу и садятся в машину к тому же таксисту. Таксист требует поделиться с ним выигрышем, так как это именно он привёз туристов к удачному для них месту.

Понятно, что ни построения Пятницы, ни построения таксиста не выдерживают никакой критики. С таксистом честно рассчитались за поездку, также таксист, очевидно, отказался бы компенсировать туристам их потери, если бы они проигрались в казино в пух и прах. Тем не менее переубедить Пятницу и таксиста очень тяжело, так как ошибка в рассуждениях им выгодна, она им на пользу.

— Как же это вы говорите, что никакой магии не существует, если она даёт мне право потребовать кругленькую сумму?, — заявляет дикарь, — Вы специально так говорите, чтобы надуть меня, не поделившись со мной деньгами, к заработку которых я магически сопричастен.

Также, не желая упускать деньги, дикарь непременно найдёт несколько слабых, но уже не магических аргументов в защиту свое позиции. К примеру, таксист может сказать, что если бы он не дежурил в аэропорту, туристам пришлось бы ехать на автобусе, они бы устали и не захотели уже идти в казино. Пятница может сказать, что он мог бы забить Робинзона мотыгой, пока тот спал, и что тот должен делиться хотя бы из благодарности за то, что до сих пор жив.

Подведу итог

В основе всех рассуждений про эксплуатацию трудящихся лежат два базовых камня.

1. Вера в симпатическую магию, согласно которой тот, кто был причастен к какому-либо делу, имеет право не на честную оплату своей работы, а на все заработанные с его участием деньги.

2. Жадность, которая заставляет требовать денег у всех, у кого только есть деньги, вне зависимости от того, каким образом эти деньги потенциальной жертве ограбления достались.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх